http://www.upakinfo.ru/articles/6.html
Влажными салфетками пользовался каждый – они прочно вошли в наш обиход, хотя каких-то пять лет назад еще воспринимались как нечто экзотическое. Делаются эти салфетки из нетканого материала, пропитанного специальным лосьоном, и упаковываются либо по одной в одноразовые пакетики (так называемые саше), либо по нескольку (от 15 до 100 штук) – в пластиковую тубу или в гибкую упаковку (специалисты говорят «в мягкую пачку»). При упаковке в мягкую пачку в пачке просекается отверстие, через которое мы потом вынимаем салфетки. А чтобы лосьон не испарился раньше времени и салфетки не высохли, отверстие при изготовлении заклеивают специальным клапаном. Клапан тоже непростой: он сложной фигурной формы, имеет выступ, за который мы беремся рукой при открывании, на клапане есть специальные просечки (так называемые тормоза), удерживающие его от полного отклеивания, и делается он из специального самоклеящегося материала. Вот о материале мы сегодня и будем говорить.
Основных требований к клапану для влажной салфетки три, и на первый взгляд они кажутся взаимоисключающими.
Во-первых, клапан должен легко, но прочно приклеиваться к пачке и надежно ее герметизировать.
Во-вторых, при открывании клапан должен легко отклеиваться от пачки и не оставлять на ней следов клея.
В-третьих, клапан должен, не теряя своих клеящих свойств, выдерживать столько циклов открывания-закрывания, сколько салфеток в пачке (их там может быть до 100 штук), а также не терять своих свойств в течение срока хранения салфеток, который составляет от одного до трех лет.
Кроме того, есть и второстепенные требования: клапан должен быть гибким и вместе с тем прочным, при использовании не деформироваться, не расслаиваться, не желтеть (если он белый), не мутнеть (если он прозрачный), не реагировать с материалами пачки, лосьоном и с печатными красками.
Казалось бы, сочетать все эти свойства в одном материале невозможно. Однако мы живем в век высоких технологий, и такие материалы существуют. Это полипропилены со специальными клеями, которые есть в гамме всех серьезных производителей самоклеящихся материалов.
Как и любой самоклеящийся материал, они состоят из трех слоев – поверхностного материала, клеевого слоя и подложки. Подложка используется стандартная – обычно это бумага, покрытая слоем силикона. Такая же точно используется на самоклеящихся материалах общего назначения. Поверхностный материал может быть разной толщины, от 60 до 100 микрон в зависимости от изготовителя и марки, но кроме этого он ничем не отличается от стандартного.
А вот с клеевым слоем все не так просто. Грубо говоря, все клеи, применяемые в производстве самоклеящихся материалов, можно разделить на постоянные и съемные. Так вот, если просто нанести на полипропилен съемный клей, то вначале все будет нормально – клапан можно и напечатать, и вырубить, и от силиконизированной бумаги он отклеится без проблем, и к пачке приклеится. Вот только еще неизвестно, где останется клей при первой же попытке открыть клапан – на клапане или на пачке: он с одинаковым успехом отклеивается от любой поверхности. Поэтому при изготовлении на материал наносят поочередно два клеевых слоя: вначале постоянный, а затем съемный. Такой клапан работает как надо. Недостаток данной технологии – большие затраты и как следствие высокая себестоимость, поэтому специальные самоклеящиеся материалы стоят примерно в два раза дороже обычных.
Проведенное нами исследование показало, что на российском рынке продается не такой уж широкий ассортимент ролевых материалов со съемным клеем, из которых изготавливается клапан для влажных салфеток. Нам удалось найти в свободной продаже материалы от двух производителей – Avery Dennison (торговая марка Fasson, поставщик – группа компаний Артмарк Лейбл Системс) и Ritrama (поставщик – группа компаний Александр Браун). Формально на рынке присутствуют также и другие материалы аналогичного назначения (например, Raflatac или ARCONVERT), но по заявлению поставщиков, они поставляются только под заказ. По неофициальным данным, в течение последнего года материалы со съемным клеем от Raflatac и ARCONVERT в Россию не завозились.
Также в нашем распоряжении был образец материала со съемным клеем производства HERMA, любезно предоставленный московским филиалом компании Итрако. До сих пор компания не поставляла в Россию материалы со съемным клеем, и он даже отсутствует в ее официальной номенклатуре. Тем не менее, по заявлениям представителей фирмы, материал специально разрабатывался именно для клапана со съемным клеем.
Все используемые материалы были прозрачными. В качестве контрольного образца использовался прозрачный полипропилен со стандартным клеем S692N от Fasson. Как известно, для влажных салфеток данный материал не предназначен и в качестве съемного данный клей использоваться не может, именно поэтому он должен был стать своеобразной нулевой точкой отсчета.
Для проведения испытаний из каждого материала были изготовлены образцы одного из ходовых форматов клапана (45 х 90 мм). Для того, чтобы в процессе испытаний различать разные материалы, маркер (стрелка, обозначающая место открывания клапана) была напечатана различными цветами. Гашение клея производилось специальным лаком. Изготовленные образцы были переданы на испытания в шесть ведущих отечественных компаний – производителей влажных салфеток.
Испытания были полностью анонимными – в компаниях не знали, какой материал каким цветом обозначен. Конечно, для опытного технолога-упаковщика все это секрет Полишинеля, хороший специалист (а плохих в таких организациях не держат) определит материал на глаз и на ощупь, но… объективность превыше всего. Клапаны наклеивались на пачку при помощи штатных автоматических аппликаторов. Пачка во всех компаниях изготавливается из многослойного упаковочного материала, ламинированного глянцевой PET-пленкой с заявленной толщиной ламината 12 микрон. Одним словом, никаких различий по сравнению со стандартной технологией производства влажных салфеток не было.
Испытания проводились по нескольким критериям: легкость отклеивания клапана от основы, его механическая прочность, в том числе на растяжение, легкость наклеивания клапана и адгезия к пачке, способность клея выдерживать определенное количество циклов приклеивания-отклеивания без потери клеящих свойств, а также стойкость клапана при хранении и при воздействии лосьона (использовалась ускоренная имитация естественного старения).
Каковы же результаты испытаний?
Для начала – о хорошем. Все испытанные материалы при отклеивании легко отходят от основы, все они прочны, не растягиваются и не рвутся. Да собственно, с чего бы полипропилену тянуться – это же не ПЭ, но желание потребителя – закон. Все материалы показали хорошую адгезию к пачке при первом приклеивании. А дальше, при анализе на количество циклов приклеивания-отклеивания, начинается самое интересное.
Лучше всех показал себя материал от Fasson – ведущий в России брэнд выступил весьма достойно. Клапан из прозрачного полипропилена толщиной 90 мкм с клеем R3200 выдержал при испытаниях у разных потребителей от 75 до 90 циклов приклеивания-отклеивания. Лишь немногим хуже выглядела Ritrama 90 мкм с клеем ARS7 – для нее количество циклов по разным данным составило от 65 до 75. А вот материал от HERMA оказался в аутсайдерах – всего-то от 45 до 50 циклов. Маловато, однако – салфеток в пачке может быть и 80, и 90 штук. От официальных комментариев по данному поводу представители компании пока воздержались. Впрочем, мы не органы по сертификации – наша информация только повод для размышления.
Что же касается стойкости клапана, то все материалы показали примерно одинаковые изменения – то есть в пределах нормы. Надо, однако, заметить, что ни одна методика ускоренных испытаний никогда не воспроизводит реальность и что единственный способ проверить – упаковать салфетки в пачку и положить на склад на год-другой. Увы, ни мы, ни изготовители такой возможностью не располагаем.
А теперь о контрольном выстреле… то бишь контрольном образце. Как и ожидалось, прозрачный полипропилен со стандартным клеем S692N испытания на многократное приклеивание провалил полностью. В лучшем случае его удавалось приклеить обратно на пачку 4-5 раз, после чего клапан терял герметизирующие свойства. Такой «жизненный цикл» вполне подойдет для круп или макаронных изделий – там пачка обычно и рассчитана на 4-5 открываний, но влажных-то салфеток в пачке ну никак не менее пятнадцати, и они должны оставаться влажными в течение всего срока годности! Кстати, с хорошими салфетками так и есть -
Одновременно выявилась еще одна неожиданная проблема. При первом приклеивании адгезия у постоянного клея будет в любом случае выше, чем у съемного. Пачка, в которую упаковываются салфетки, как уже упоминалось, делается из многослойного материала. Под клапаном находится вырубленное в пачке отверстие. Так вот, адгезия постоянного акрилатного клея такова, что при первом отклеивании клапан не желает отставать от пачки, зато начинает деформироваться и расслаиваться упаковка – аккуратно по краям отверстия. По второму разу такую пачку герметично уже не заклеишь, а значит, теряется весь смысл многоразового клапана.
И наконец, еще один весьма любопытный факт. На двух предприятиях из шести, где проводились испытания, работники упаковочного участка с уверенностью опознали полипропилен с постоянным клеем S692N – по их словам, им доводилось иметь дело с клапанами, изготовленными именно из такого материала. Интерес поставщика здесь понятен – еще с советских времен нас учили, что экономика должна быть экономной, а стандартный материал стоит вдвое дешевле специального, что дает колоссальную разницу в себестоимости клапана. При этом, насколько мне известно, технологической документацией на упаковку для салфеток обязательные испытания на количество циклов приклеивания клапана не предусмотрены. Такие испытания проводят большинство изготовителей салфеток, но – в добровольном порядке и по своей собственной инициативе. А ведь если рассуждать по уму, это проблема поставщика клапана: написано в спецификации «съемный клей такой-то» - будь добр обеспечить, иначе, если тебе не доверяют, зачем вообще такой поставщик? Да и не будет же производитель салфеток проверять качество каждой закупаемой партии, хотя бы выборочно – у него своих забот полон рот.
Итак, первое место по результатам наших тестов занял полипропилен Fasson, второе – Ritrama. Материал HERMA формально на третьем месте, несмотря на то, что по одному из важнейших параметров – количеству циклов приклеивания – он отстает от лидера едва ли не вдвое. Но самое главное – все три материала специальные, и все три кардинально отличаются в лучшую сторону от обычного материала со стандартным клеем, несмотря на дешевизну последнего.
Так что, уважаемые коллеги, если вам кто-то предлагает клапан по цене меньшей, чем стоимость спецматериала – это повод крепко задуматься о последствиях.
Владимир ГЛАЗКОВ