Марсель Шарифуллин отвечает на вопросы Принт-форума
Широко известный в российских полиграфических кругах специалист по листовым печатным машинам, Марсель Шарифуллин, станет ведущим раздела, посвященного малоформатной офсетной полиграфии, на портале Принт-форум.
Марсель будет отвечать на вопросы посетителей и рассказывать о новинках технологий и рынков.
Сегодня мы публикуем короткое интервью, в котором Марсель рассказывает о некоторых тенденциях российской полиграфической отрасли.
Марсель, что происходит в данный момент на рынке малоформатных офсетных машин. Изменился ли спрос за последние годы?
Рынок постоянно изменяется и это естественно. В частности об этом процессе я писал еще 9 лет назад в статье "Новейшая история оперативной полиграфии в России" (http://www.marsel.ru/articles/history.html)
За прошедшее с того момента время ситуация менялась: спрос на оборудование постепенно смещался от малого формата к среднему. Если раньше почти все зарождающие типографии начинали работу с малоформатной печатной машиной, то сейчас многие сразу делают ставку на формат А2 и выше. Модернизация же существующих типографий тем более идет в этом русле. Причины понятны всем: рынок растет, увеличивается объем заказов на печатную продукцию, растущая конкуренция вынуждает увеличивать производительнось типографий и снижать себестоимость печати. А машины бОльшего формата, несмотря на свою более высокую начальную стоимость позволяют лучше решать эти задачи. В частности, Выкладки об этом я приводил в статье "Обзорная статья про печатные машины формата В2" (http://www.marsel.ru/articles/b2_press_1.html)
Тем не менее, хоронить малый офсет пока преждевременно. Есть еще много задач, с которыми он справляется лучше всех. Это и печать высококачественных малых тиражей, и специальная печать на невпитывающих материалах (металлизированной бумаге, пластиковых карточках и т.п.), и тот же вход в большой полиграфический бизнес с минимизаций затрат. Общая сумма вложений в малоформатные машины, думаю, остались на прежнем уровне, изменилась лишь структура заказов. Сейчас большую долю запросов составляют многокрасочные машины с 4 и более печатными секциями, много запросов на высокоавтоматизированное оборудование, оснащенное устройствами переворота листов, разнообразными системами смывок, автоматическим контролем печати, лакировальными и сушильными секциями.
Кроме этого, большая доля покупок сейчас приходится не на новое, а на б/у малоформатное оборудование. География спроса стала шире, сейчас даже в самых маленьких районных центрах появляются и развиваются собственные типографии.
Изменилась ли модель успешного бизнеса в малоформатной полиграфии, в частности, в связи с развитием цифровой печати?
Да конечно. Сейчас для того чтобы предприятие оперативной полиграфии было успешным, оно должно сочетать в своих стенах различные печатные технологии: цифровую и офсетную печать, трафарет и др. Только тогда оно сможет быть безотказным для своих клиентов и, выбирая оптимальные технологии, держать высокую рентабельность своих работ. Впрочем, через это уже давно прошли наши западные коллеги, и мы просто повторяем их успешный опыт. В частности, читайте на эту тему статью "Салоны оперативной полиграфии" (http://www.marsel.ru/articles/printshops.html), написанную мной почти 10 лет назад, но актуальную и сегодня.
Как изменилось предложение на рынке мало- и средне-форматных офсетных машин?
Частично ответил на ваш вопрос выше. За последние годы увеличился процент заказов на многокрасочные "нафаршированные" машины и возросла доля б/у малоформатного оборудования. Существенных изменений в классической технологии офсета придумать сложно, хотя прогресс не стоит на месте. Сильно изменился препресс (в будущем думаю все типографии обзаведутся собственными СТР устройствами), появились новые краски (гибридные), химия и т.п. Цены на оборудование постепенно снижаются, но вместе с тем и падает прибыльность типографского дела, поэтому нельзя однозначно сказать лучше или хуже стали жить полиграфисты.
Что, на ваш взгляд, происходит на российском рынке полиграфического оборудования? К чему приведут, ставшие уже привычными поглощения? Выиграют или проиграют от этого потребители?
Вопрос, как говорится, политический, и на него нельзя дать однозначный ответ.
Согласно учебникам, конечно, концентрация бизнеса не сулит ничего хорошего покупателям, но везде есть свои исключения. Если Вы имеете в виду холдинг «ECS Принт», в котором я до недавнего времени работал, то процесс объединения помог фирмам «Апостроф-принт», «Ориентал-принт», ХГС и «Вариант» снизить внутренние издержки, что лучшим образом сказывается на стоимости машин. Объединенные финансы холдинга и консолидированные сервис-центры также идут на пользу покупателям, позволяют получать хорошие условия платежей и сервисное обслуживание. А конкуренция на рынке все равно осталась на том же остром уровне, что и раньше. Все фирмы все равно никогда не объединяться, и не договорятся между собой. Так что бояться монополизма не стоит.
Может ли сейчас успешно стартовать и развиться малоформатная типография, что необходимо для успеха?
Может. Необходим предварительный трезвый расчет и сильное желание успеха у организаторов. У нас сейчас вся страна на подъеме и полиграфия, которая, кстати всегда шла в авангарде развития, просто обречена на успех если все делать правильно. Детальные консультации в рамках этого интервью, конечно, дать не смогу, но например в форуме или индивидуально готов обсудить этот вопрос с каждым.
Есть ли у вас количественные оценки динамики российского рынка офсетных машин?
Точных цифр, думаю, нет ни у кого, включая правительственные органы и таможню. Могу назвать только свои раскладки, полученные из общения с коллегами и по отрывочным таможенным данным, открытой статистике Гейдельберга и некоторых других фирм. Инвестиции на приобретение офсетных машин в млн. долл. США:
Таким образом, динамика была все время положительной, кроме прошлого года. Давайте будем считать, что рынок просто присел перед прыжком.
Кстати общий объем рынка оборудования, учитывая допечатное, финишное, флексо и рулонные офсетные машины в прошлом году составил порядка полумиллиарда долларов. А еще есть рынок бумаги и расходных материалов... Так что можете сами оценивать степень привлекательности нашего бизнеса.
Нельзя ли объяснить спад продаж офсетных машин в 2006 году отменой выставки ПолигафИнтер?
Не знаю. Думаю, что нет. Просто в прошлом году был существенный спад у фирмы Гейдельберг и некоторых других крупных поставщиков оборудования. Причины наверняка внутренние, так как, например, холдинг ECS наоборот, увеличил свой оборот.
Чего ждать от ПолиграфИнтера 2007?
Думаю, что в этом году будет сильная выставка. Впервые она проходит после годичной паузы. Кроме того, произошли заметные измения среди поставщиков оборудования, поэтому, многие фирмы захотят показать себя перед публикой и занять более заметное место на рынке.
Интерес к выставкам потому и снижался, что организаторы начали частить с выставками и взвинчивать цены для экспонентов. А те в свою очередь не хотели занимать большие площади и демонстрировать оборудование. Но сейчас все движется в правильном направлении.
Вы имеете опыт инсталляций б/у печатных машин. Дайте пару советов полиграфистам, планирующим покупку б/у офсета. Стоит ли брать нарямую в Европе, или имеет смысл обратится к российским дилерам? Бывают ли хорошие предложения на внутреннем рынке?
Не бывает универсальных рецептов. Совет можно дать индивидуально кому-то в зависимости от конкретной ситуации. Все перечисленные вами способы покупки имеют место быть, и любая из них может оказаться самой удачной. Самостоятельная покупка за границей сэкономит вам средства, но принесет "самого большого кота в мешке", много забот с доставкой и запуском оборудования. Покупка через правильных дилеров сэкономит нервы, но заставит больше потратить денег. Покупка в России будет самой простой и быстрой, но понервничать придется, так как наверняка состояние машины будет хуже, чем в других случаях. В целом же хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. В покупке б/у печатной машины не больше риска, чем при покупке подержанного авто. Главное все делать правильно и вовремя подстраховываться.
Что вы можете сказать по поводу недавней истории развода фирмы "Терра-Принт" с фирмой Adast?
Говорить тут особо нечего. Как у нас говорят - типичный спор хозяйствующих субъектов. Наверняка, «Адаст» нарушил свои обязательства перед своим российским партнером по ценам и эксклюзиву. А «Терра-принт», вероятно, не выполнил взятый на себя план и действительно имел проблемы с качеством машин и поставкой запчастей. Не берусь судить кто прав, кто виноват. Случилось то, что случилось, давайте просто примем это как факт.
Вы следите за деятельностью отраслевых полиграфических союзов? В решении каких задач они могли бы реально помочь полиграфической отрасли?
К сожалению, не слежу. Объединяться, конечно, надо, но союзы должны быть не местечковые, а единые с консолидированной позицией. Чтобы голос у таких структур был весомее и "одеяло не тянулось в разные стороны". Раньше был один такой орган - Межрегиональная Ассоциация Полиграфистов (МАП), который организовывал тематические выставки, выступал от имени полиграфистов на правительственных совещаниях, объединял крупные типографии. Сейчас подобных союзов стало больше, но я не уверен, что увеличилась эффективность их работы. Сейчас поводится работа по консолидации этих союзов и хорошо, если она будет завершена до конца. По-моему, главной задачей объединения полиграфистов должно стать лоббирование интересов отрасли в правительстве. А то, например, тривиальный вопрос с таможенными пошлинами на бумагу и готовую печатную продукцию не может решиться уже второй десяток лет. Хотя все понимают абсурдность ситуации и масштабные потери российской полиграфической промышленности.
Спасибо Марсель, надеемся, что наше сотрудничество пойдет на пользу участникам Форума и полиграфическому рынку.
PS: Наше интервью продолжается, чтобы задать вопрос по существу, пишите в этой теме.
Могу назвать только свои раскладки, полученные из общения с коллегами и по отрывочным таможенным данным, открытой статистике Гейдельберга и некоторых других фирм. Инвестиции на приобретение офсетных машин в млн. долл. США:
Изменилась ли модель успешного бизнеса в малоформатной полиграфии, в частности, в связи с развитием цифровой печати?
свелся к
Цитата:
читайте на эту тему статью, написанную мной почти 10 лет назад.
Статью просмотрел, полагаю, что за 9 лет много изменилось. Если оставить за скобками технологию - изменилась целевая аудитория.
Цифровая печать как метод зарабатывания денег на решении задач клиентов вышла за рамки салона оперативной полиграфии и захватывает интересы существенной доли офсетных и флексо типографий.
Могу назвать только свои раскладки, полученные из общения с коллегами и по отрывочным таможенным данным, открытой статистике Гейдельберга и некоторых других фирм. Инвестиции на приобретение офсетных машин в млн. долл. США:
Цифровая печать как метод зарабатывания денег на решении задач клиентов вышла за рамки салона оперативной полиграфии и захватывает интересы существенной доли офсетных и флексо типографий.
Здравствуйте Михаил!
Рад видеть.
Согласен, много воды утекло за 9 лет. И цифровая печать, конечно, уже не та.
Но все же вопрос звучал скорее об малоформатной полиграфии, нежеле о сфере применения цифрового оборудования. А здесь я по-прежнему считаю, чо нельзя "класть все яйца в одну корзину". В современных условиях выиграет оперативный салон, который будет иметь у себя сразу и цифру и офсет.
А вообще я буду рад, если уважаемые коллеги приведут здесь свое мнение. Вне зависимости, за оно будет или против моего :)
В современных условиях выиграет оперативный салон, который будет иметь у себя сразу и цифру и офсет.
Это очень сильное утверждение. У меня ощущение, что неверное.
Салоны оперативной печати, мне кажется, как раз работают и резко растут и числом и суммарной капитализацией почти исключительно на цифровой печати. Для меня было бы удивительно узнать, что кто-то из развитых цифровиков планирует купить офсет (откликнитесь, если есть исключения)
Это классические типографии смещают часть своего внимание в цифру.
Я вот только что рецензировал небезинтересный диплом. Сам удивился. Тема - техническая возможность использования цифры для допечатки тиражей. Как офсет - SM 102-4, стоящий в Пушке, как цифра - Indigo 5000, "Вовремя". Все печатали на галери арт. Так вот, даже без игры профилями, только одной установкой % растискивания получено не более 4 дельта Е по памятным цветам с упором на телесные. С образовательными целями необходимо было найти недостатки цифровой печати - обнаружена меньшая читаемость шрифтов 4 и 3 кегля. :)
В современных условиях выиграет оперативный салон, который будет иметь у себя сразу и цифру и офсет.
Марсель, я также соглашусь с Михаилом...
Оперативный салон, имеющий цифровую машинку живет и зарабатывает себе денежку...
Именно под оперативным салоном мы понимаем - цифровиков... И они не лезут в офсет для более выиграшной позиции...
А вот офсетная типография с малым форматом, сейчас как раз переживает кризис - потерю клиентов на малых тиражах, которые уходят к цифре... И чтобы удержать клиента - они начинают двигаться в сторону цифры...
Я считаю, что формат B3 офсета - это некая непонятная "субстанция", которая
а) либо вымрет (закроется бизнес, переориентируется бизнес на цифру и т.п.)
б) либо эволюционирует в B2-B1 формат...
Если первый вариант - то мы получим оперативную типографию, где основной частью будет цифровая печать, а офсет будет идти на подхвате...
Цифровики не будут вкладываться в B3 офсет, потому что необходимы большие инвестиции (печатное оборудование, допечатное оборудование, квалифицированные кадры и т.п.)...
Оптимальным решением я вижу только кооперацию цифрового салона и типографии с одной машинкой B3 формата - где неликвидные тиражи для цифры будут передаваться на офсет без потери клиента...
Мне кажется наш спор в некоторой степени надуманный.
Ведь и Михаил вроде соглашается о преимуществах диверсификации технологий, говоря про классические типографии, которые идут к цифре. И Евгений видит оптимальной цифровую типографию с одной машиной.
Мы может не соглашаемся в деталях, а суть то проста.
Комбинация разных технологий в одной типографии позволит ей наиболее рентабельно выполнять разные тиражи. А оптимальное количество тех или иных машин будет зависить только от объема и структуры заказов конкретной типографии.
Я согласен с Михаилом, что по качеству цифра уже не уступает офсету (причем не только мощные Indigo, но и более простые машины от Xerox и Canon). Но ведь кроме качества есть и другие важные параметры. Как то себестоимость, возможность печати на плохо впитывающих, толстых, фактурных материалах, печать нестандартными красками: Пантоне, металлизированными и т.п.
Да и тиражи бывают разные. Даже самый "типичный цифровой заказ" иногда выгоднее отпечатать офсетом (пусть это будет дольше, нетехнологичнее и т.п.), если у него большой тираж.
Например, случай из реальной жизни. Я участвовал в инсталляции в Питере цифровой машины DI и радовался как она качественно и быстро печатает. Каково же было мое удивление, когда через пару лет я узнал, что типография так и не достигла успеха с такой замечательной машиной. Выяснилось, что клиенты не хотели доплачивать за оперативность и суперкачество, и типографии чтобы вписаться в рентабельность, приходилось переразмещать некоторые заказы в соседней типографии на старенький Доминант.
Проблему же борьбы форматов, о которой заметил Евгений, я считаю более серьезной для малого офсета.
Например, знакомая мне типография "Вива-Стар", специализирующая на оперативной печати, уже избавилась от своих малоформатных офсетных машин и даже тиражи в 500 - 1000 экз с успехом выполняет на 4-красочной машине В2.
С этой стороны у малого офсета есть только одно прикрытие - меньшая цена машин. Но, думаю, этого хватит ей на долго (если не на всегда), чтобы не быть вытесненной с рынка.
Цифра - это конечно хорошо. Но остаются еще вопросы себестоимости оттиска. В Москве где время-деньги люди позволяют себе печатать тиражи в 500-2000 л на цифре. В других городах машины класса Indigo занимают немного другую нишу, и как правило тяжело окупаются.
По качеству печати тоже не все так гладко, при свободно доступном сервисе и раходниках цифра еще может конкурировать с офсетом, но если у вас нет рядом сервисного инженера, то выдавать одинаковое качество на длительном протяжении цифре уже оочень тяжело.
Мое мнение что обе технологии будут развиваться и переплетаться, и на данный момент выгодней иметь именно комплект и цифру и офсет.
Цитата:
Именно под оперативным салоном мы понимаем - цифровиков... И они не лезут в офсет для более выиграшной позиции...
В офсет они не лезут скорее всего из за сложности производства, количества требуемых площадей и т.д. Такие цифровики неимеют как правило сложной послепечатки и в виду этого берут несложные заказы.
И уних нарастает другая проблема домашняя и офисная техника которая становится из года в год все лучше и дешевле. и скоро догонит, цифру нынешнего премиум класса.
В Москве где время-деньги люди позволяют себе печатать тиражи в 500-2000 л на цифре. В других городах...
Мне казалось, что из-за высокой конкуренции как между московскими типографиями, так и предложению из регионов, цены на полиграфическую продукцию в разных городах сравнимы. Я не прав? Насколько велико различие между Москвой и среднероссийским относительно разницы в разных регионах?
Мне казалось, что из-за высокой конкуренции как между московскими типографиями, так и предложению из регионов, цены на полиграфическую продукцию в разных городах сравнимы. Я не прав? Насколько велико различие между Москвой и среднероссийским относительно разницы в разных регионах?
Я имел в виду не цену продукции а платежеспособность. Это разные вещи, в Москве сосредоточены деньги и люди могут позволить себе потратить лишние деньги ради быстроты исполнения заказа. Например у нас оттиск 4+0 А3 при тираже в 1000экз.на цифре стоит 20-30 руб. даже если он будет стоить 10руб. то разница с офсетом составит как минимум 4000 руб. и у нас человек голосует уже не за время, а за деньги.
Имею некоторый более чем 10-й опыт эксплуатации цпм
(разных xerox и индиго)
и на данный момент как раз рассматриваем расширение
существующего проекта "Технологии рекламы"
и как сюда вписать офсет даже ума не приложу
а на данный момент печатаем 300 - 350 тысяч а3 4+0
на iGen3 в месяц до 100 заказов в день
со сроком исполнению сутки
вот такая реалия цифры,
кстати я не один на рынке кто не хочет использовать сочетание цифры + офсет
и успешных примеров сочетания В3 офсета полноцвет плюс цифра ( дс12 это не цифра в моем понимании )
незнаю
Можете назвать ориентировочную себестоимость листа, как это сделал Русский ?
И какие максимальные тиражи вам приходилось печатать на цифровых машинах без чувства, что приходится "возить кирпичи в легковушке" ?
а тиражи от 10 до 5000 листов
при этом есть ряд тиражей, которые нам приносят с офсета для перепечати
например печать на дизайнерской бумаге 10 000 пригласительных curious icegold 300gsm
Вот вы и назвали причину, почему офсет не исчезнет в ближайшем будущем.
Цена оттиска почти в полтора раза выше, чем у офсета. И это на iGen3 - топовой цифровой машине, стоимостью под миллион долларов!
Что же говорить по себестоимость печати других цифровых машин.
А что делать, если придет заказчик с тиражом больше 5000 экз? Печатать с мизерной рентабельностью или переразмещать на "плохой офсет"?
А если он захочет печатать на бумаге, которой нет в списке рекомендуемых от Xerox, или специальными красками?
Цифра - это хорошо, согласен. Имеет много преимуществ перед офсетом, но все же полностью заменить его не способен.
ПС: Кстати, сочетания офсет-цифра могут быть самые разные.
Например, полноцветная офсетная машина плюс ч/б скоростная "цифра" для персонализации. Или наоборот цветная "цифра" тяжелого класса и простенькая офсетная машина для больших простых тиражей.
В отличии от Вас знаю много таких успешных симбиозных типографий, и их количество растет.