Разумеется, при открытии «Цифрового салона» или РА «3-Т» каждый из отцов-основателей в глубине души надеется, что его детище со временем вырастет если не в «П-Площадь» или в «Студию Артемия-Л», то уж, наверняка во что-то приличное и масштабное.
И на работу можно будет приходить, когда захочешь (главным образом, чтобы взять денег из сейфа).
И встречать тебя будет длинноногая секретарша с чашечкой кофе.
И ездить будешь если не на «Майбахе», то на БЭХе – точно.
Сначала, вроде, всё к тому и идёт.
Обороты удваиваются, штат утраивается, площади учетверяются и т.д.
Возникает мысль о том, что надо бы нанять управляющего, а то нельзя же всё тянуть самому.
Да всё нужный человек не подворачивается.
Но, ничего. Скоро всё пойдёт по-другому.
Однако, проходят годы и «счастливый владелец» начинает замечать, что растёт всё – нагрузка, ответственность, усталость, нервотрёпка.
Кроме одного - кроме «чистой прибыли» в сейфе.
И приходит понимание, что в малом полиграфическом бизнесе «зелёных» миллионов не заработаешь, а вот инфаркт – вполне вероятно.
И возникает мысль о продаже.
Хотя жалко, конечно.
Кому не жалко уходящей навсегда мечты?
И это не «подстава» для нового владельца.
Просто у него есть мечта. Есть силы. Есть надежда.
Но нет Ваших знаний Жизни.
Так что, пожелайте ему удачи, а сами – в «управдомы».
И ещё – важно!
Бизнес надо продавать не тогда, когда он на ладан дышит, а в самом расцвете.
Хотя, конечно, это труднее всего.
Ведь кажется, что ещё чуть-чуть и …
Но только в этот момент можно получить более-менее адекватные деньги.
На дом во Флориде, конечно, не хватит, но на «попить пивка» с друзьями – вполне достаточно.
__________________
Всё будет хорошо. Потом.
Александр Вячеславович.
Эти пользователи сказали спасибо greenvis за это сообщение:
Полиграфический бизнес, по крайней мере в масштабах, актуальных для принтфорума, не может длиться вечно. По крайней мере для своего владельца. И каждый владелец, если он не полный идиот думает о "стратегии выхода". И эти мысли чаще всего печальны. Какие существуют стратегии выхода:
1. IPO (выход с акциями на биржу) - не наш масштаб
2. Наследование - толковые дети есть почти у всех, но многие ли из них захотят такую судьбу, и главное хотим ли мы для них такую судьбу
3. Продажа. Казалось бы самое простое. Вот и рассмотрим поподробнее.
Все почему-то говорят про продажу бизнеса, и считают что хорошая продажа это всегда дороже чем стоимость материальных активов, а если в конце пути распродать оборудование по реальной остаточной стоимости то типа так поступают неудачники. Неправда. То, что многим из наших коллег представляется бизнесом, в действительности не настоящий бизнес, а скорее каторга для владельца, завязанная на его личном энтузиазме и деловых качествах. А продать свою каторгу по цене дороже оборудования лучше не мечтать, особенно если он все вез на себе сам, без нанятого директора.
Но вот вопрос: а почему продать по цене голого актива - плохо? Для такого бизнеса, который не бизнес, а эксплуатация актива - самое оно. Возьмите например мебельный магазин. Казалось бы очень важно, что этот мебельный магазин уже 5 лет стоит на этом месте, и все кому нужна мебель ходят туда. Но это неправда. Ценность представляет только здание (допустим оно в собственности), и следующий владелец с легким сердцем откроет там ресторан или детский мир, наплевав на предысторию бизнеса. И будет прав. Или грузоперевозки. Мужик имеет 10 газелей. Конечно у него есть постоянные клиенты, и сексуальная диспетчерша, но в конце концов главный его капитал это все таки автотранспорт. Это то, что можно продать. Это ликвидно. И когда ему надоест, скорее всего он продаст автотранспорт своим конкурентам, будь они неладны, а телефон диспетчерши будет небольшим бонусом. Как функционирует такой бизнес: мужик начал с двух газелей, потом на прибыль купил третью, потом еще... Старые вовремя продает, покупает поновее, чтобы всегда можно было продать, если припрет. Живет не шикарно, но капитал растет. Даже с точки зрения остаточной стоимости автопарка. Так зачем ему все это? А вот за этим: никакого другого способа честно заработать такой капитал он не знает, наемным работником таких денег не получить, а вот так, в качестве собственника, постепенно увеличивая - абсолютно реально.
Вот это и есть самый разумный ответ на вопрос что делать мелкому полиграфическому собственнику: поддерживать свой набор оборудования в ликвидном состоянии, расширять, преумножать, тянуть самому пока хватит сил, а потом продать то, что преумножил, но не как супер-пупер бизнес (таких полиграфических бизнесов в Москве немного), а просто как преумноженное богатство. Если все было правильно, то получится немало. Кому-то из начинавших с нуля может и на 2-3 квартиры хватит. Не у каждого из них была бы такая возможность, займись они не бизнесом, а подневольным трудом.
Эти пользователи сказали спасибо АП! за это сообщение:
Звонил как то в делошоп- магазин торгующий бизнесами.
Так вот- дороже 1
Мил очень трудно продать бизнес.
Если только он за 1.5-2 года окупаеться.
Судя по отзывам знакомых и на собственном опыте, всякие "Делошопы" и тому подобное, сильно занижают стоимость продаваемого ими бизнеса.
Видимо, чтоб продать наверняка и относительно быстро.
И продавец должен быть очень заинтересованный, чтоб продавать на их условиях.
Цитата:
Сообщение от greenvis
Однако, проходят годы и «счастливый владелец» начинает замечать, что растёт всё – нагрузка, ответственность, усталость, нервотрёпка.
Кроме одного - кроме «чистой прибыли» в сейфе.
И приходит понимание, что в малом полиграфическом бизнесе «зелёных» миллионов не заработаешь, а вот инфаркт – вполне вероятно.
И возникает мысль о продаже.
Хотя жалко, конечно.
Кому не жалко уходящей навсегда мечты?
Всего-то надо заменить мечту о:
- новой печатной машине
- постоянных крупных заказчиках
- работящих сотрудниках
- запчастях на складе в наличии
на новую мечту о:
- спокойной и размеренной жизни где-нибудь на море
- путешествиях, яхтах, круизах.....
- возможности заняться любимым хобби
- и тому подобное.
Лично мне вторая мечта больше нравится.
Последний раз редактировалось RightPrint; 07.07.2011 в 09:41
А интересно, кто нибудь реально пытался продать полиграфический бизнес?
-Подготовка пред продажного пакета документов.
-Прохождение процедуры due dilingens
Что бы пытаться ответить на вопрос Арсена, надо ещё и понимать следующее, что реально полиграфический бизнес внешнему инвестору ( покупателю) вообще не интересен. Полиграфический бизнес хоть как то интересен только полиграфическому бизнесу,что интересует покупателя?
1. Руководители компании.
2. Коллектив.
3. Пакет заказов.
Больше ничего не интересует реального покупателя. Оборудование это смешно, если оборудование отбитое, то это уже рухлядь, о которой не стоит и говорить. Если оборудование куплено в деньги и ему более 3х лет, то на эти деньги, можно уже купить оборудование более производительное и более современное.
Серьёзные переговоры с реальным покупателем начинаются после прохождения процедуры due dilindence, если конечно удалось пройти эту процедуру. Серьёзный покупатель кота в мешке покупать не хочет.
Но тут другое интересно, если собственнику удалось создать полиграфическую компанию, которая работает без его участия "хорошие руководители", со "стабильно работающей командой" и хорошим "пакетом заказов", и приносит стабильную прибыль, тогда зачем продавать? Осуществляйте свою голубую мечту, "я отдыхаю, а другие работают".
Варианты продать бизнес родственнику или другу, который верит на слово,эти варианты не рассматриваем,это уже личное.
А разве после продажи бизнеса обычно не меняется а) руководство, затем б) коллектив (большая часть) и как следствие - в) структура пакета заказов?
Думаю кроме пакета заказов покупателя первые два пункта не интересуют, а связи между ними он пока не видит.
Пакет заказов может улетучиться в 1 день вместе командой менеджеров, которые вряд ли останутся после продажи компании.
Уверен кроме железа и налаженного производственного процесса никто ничего оценивать не будет. Исключение родственники, близкие друзья или партнёры, если их плавно вводить в курс дела, и не трезвонить на каждом углу что собственник поменялся смогли бы сохранить и заказчиков и отлаженный производственный процесс.
Но рассчитывать что вам сразу выложат кучу бабла за ваш бизнес не приходиться, а вот отдать в рассрочку на пару-тройку лет вполне реально. Уверен только в этом случае вы сможете получить адекватные деньги за ваш бизнес.
__________________
Базякин Антон (495) 2815472, 9691459@mail.ru http://star-pack.su/cena-paketov
Я собственно по опыту написал, когда типографию Арес в которой я работал, пытались продать. Три реальных покупателя известные Московские полиграфические бренды. Переговоры заканчивались, когда покупателям приходило понимание, что половина коллектива не останется в новой структуре, на прежнем месте, с тем же директором, с прежним названием, но с другим хозяином.
P.S. Между желанием продать и реально продать полиграфический бизнес, находиться огромная пропасть.Пока полиграфический бизнес НЕ ТОВАР.
Геннадий.
__________________
Совсем скоро!!!
Последний раз редактировалось savinkin; 07.07.2011 в 15:30
Я собственно по опыту написал, когда типографию Арес в которой я работал, пытались продать. Три реальных покупателя известные Московские полиграфические бренды. Переговоры заканчивались, когда покупателям приходило понимание, что половина коллектива не останется в новой структуре, на прежнем месте, с тем же директором, с прежним названием, но с другим хозяином.
Любопытно: этой половине коллектива что не нравилось - старый директор, или новый хозяин?
__________________
генеральный директор ООО "Агентство экономической информации РусПром"
издатель электронного СМИ "Полиграфический интернет-портал Принт-Форум", свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-43576
Есть такая штука "стадный инстинкт"....
Одному что-то показалось, а другие поддержали.
Антон, Вы тоже тогда работали в типографии Арес и пишете со знанием сути дела, или это Ваши досужие домыслы?
__________________
генеральный директор ООО "Агентство экономической информации РусПром"
издатель электронного СМИ "Полиграфический интернет-портал Принт-Форум", свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-43576
Антон, Вы тоже тогда работали в типографии Арес и пишете со знанием сути дела, или это Ваши досужие домыслы?
Домыслы, основанные на опыте.
Когда уходит один работник, за ним как правило подтягивается ещё несколько. Иначе просто не вижу других причин покидать насиженное место, только по причине смены высшего руководства (хозяина). Это панические настроения. Многим проще уйти с работы с гордо поднятой головой, чем ждать пока им покажут на дверь, новые хозяева. Многие этого бояться больше чем потери самой работы.
__________________
Базякин Антон (495) 2815472, 9691459@mail.ru http://star-pack.su/cena-paketov