Записки Старого полиграфиста. Сдельная оплата труда.
Наш славный АДМИНИСТРАТОР просит не отсылать Вас для чтения заметок на другой сайт, а печатать здесь. С удовольствием подчиняюсь. Опыт введения сдельной оплаты труда в типографиях.
Все началось еще в 80-е годы прошлого века. Тогда меня назначили начальником печатно-переплетного цеха одной Московской типографии, имеющей ротационные и листовые машины высокой печати.
У меня было мало опыта руководящей работы, но я успел поработать переплетчиком, машинистом резальных машин и печатником высокой и офсетной печати и имел довольно высокие разряды.
В типографии, среди рабочих об этом мало кто знал. И, как всегда, рабочие начали проверять меня на профпригодность.
Надо сказать, что в типографии была введена сдельная оплата труда, зарплата рассчитывалась по нормам, указанным в специальном справочнике, утвержденном государственными органами.
И так, начались хождения рабочих с жалобами на очень высокие нормы.
До этого момента, я не работал на сделке, но из своего опыта я, примерно, знал, сколько можно сделать на том или другом процессе. Я начал разбираться в нормах. Оказалось, что нормы- то нормальные и даже низкие, в некоторых случаях, но организация труда хромала на обе ноги.
На пример, время на приладку работы печатником бралось из справочника, а он должен был за это время еще и привезти набор с 4 этажа на 2 этаж, что в нормативы, конечно же, не входит. Это мы исправили.
Другой пример. Брошюровщице надо было в течение дня просчитать по 100 листов, по норме, 14000 листов первого формата. Она с трудом делала норму. Я понаблюдал за ней. Оказалось, что она, просчитав сидя 100 листов, вставала и складывала их на паллету. Я предложил считать по несколько раз по 100, не вставая, а потом подсобные переложат листы на паллету. Она сказала, что это не поможет. Пришлось доказывать правильность моих слов своим примером. Мы договорились, что если я за 3 часа просчитаю 7000 листов, то я увеличу норму до 15000, а если нет – уменьшу до 12000.
Я уложился, норму увеличили. Брошюровщицы ее выполняли и перевыполняли.
К чему я это рассказал? Главное – это правильная организация труда в типографии.
Сдельная оплата труда необходима для дифференциации оплаты труда работниками, для исключения уравниловки в оплате, что бы каждый сотрудник понимал, за что он получил свои деньги и почему другой получил больше или меньше.
Уходим от старины веков к нашим дням.
Я начал заниматься введением сдельной оплаты труда в начале этого века.
Я работал директором по производству в бурно развивающейся Московской типографии.
Как почти всегда, между бригадами печатников происходили разборки:
«МЫ сделали о-го-го сколько, да еще за вами доделали, а зарплату получили столько же».
Вот хозяин типографии и поручил мне что-то придумать. Что можно придумать, кроме старой-доброй сделки. Конечно, если возвращаться к сделке советских времен, то для расчетов ее надо было бы брать на работу несколько счетоводов. Поэтому, решили так: ввели нормы на приладку в зависимости от сложности работы, нормы на печать, опять же, в зависимости от сложности, нормы на технические, технологические и организационные простои. Я написал программу в Еxcel и работа пошла. Первый месяц мы просто считали зарплату, где-то что-то корректировали, а потом объявили: Друзья-печатники, за прошлый месяц, если бы была сделка, это бригада получила бы больше окладов, а эта – меньше, и объяснили почему.
Мы показали нормы и расчеты и сказали: «Сделке – быть!!!»
Конечно, в начале началась гонка, пошел брак, штрафы, но потом мы обсудили с каждой бригадой их возможности и места, где они теряют время, и работа пошла.
Печатники стали больше зарабатывать, закончились дрязги между бригадами, а главное, типография стала выдавать больше продукции.
Следом за печатниками, сделку ввели и на участке изготовления форм и в брошюровочном цехе.
Все рапортички рассчитывал с помощью программы я сам. Это, конечно, занимало у меня часть рабочего времени, но это имело смысл, т.к. я был в курсе сложности прохождения всех работ и не пропускал приписок, которыми так часто пользовались работники в советское время и пользуются сейчас.
Я не говорю, что я был, не заменим. Во время моего отсутствия, расчеты вел технолог. Главное, чтобы это был специалист, который быстро увидит несоответствие действительно выполненной работы и то, что написано в рапортичке.
Был такой случай. Я ввел сдельную оплату труда в одной типографии около метро «Белорусская» в Москве. Считал ее более года, но руководство решило отказаться от моих услуг и поставило на расчет главного инженера. Мне звонит один печатник и говорит: «Владимир Исаакович, а Вы ведь не правильно нам делали расчеты, я в это месяце сделал меньше, а получил гораздо больше». Я поехал разбираться. Проверил все расчеты, оказалось, что расчетчик тупо заносил в программу все, что ему писали в рапортичках. Печатники просто издевались над человеком, который ничего не понимает в полиграфии. В некоторых рапортичках при 12-ти часовой смене, печатник умудрялся сделать несколько заказов и простоять без материалов 14 часов. И эти ляпы расчетчик вносил в программу расчетов зарплаты.
Итог. Печатнику переплати денег, которые потом пришлось вычитать. Главный инженер получил выговор и отказался считать дальше. Типография вернулась к окладам и потеряла в выработке. Печатники, которые поняли преимущества сдельной оплаты, уволились. Некоторые перешли в типографию, где я начал вводить сделку. Их, с радостью, приняли.
Сейчас я дистанционно считаю сделку в нескольких типографиях России и за рубежом.
Пользуюсь испытанной годами программой и ищу того, кто поможет мне написать программу в более современном виде и с большими возможностями.
Мне задали несколько вопросов на другом сайте. Отвечаю и на этом.
1. Как поступать если работник на сдельной оплате труда, а образовался простой не по его вине?
Во-первых, сдельную оплату труда я советую вводить, если загрузка оборудования составляет не менее 70% рабочего времени.
Во-вторых, в трудовом договоре (коллективном или индивидуальном) всегда есть пункт: «В случае необходимости, администрация имеет право временно перевести сотрудника на другое место работы с сохранением зарплаты по основному месту работы».
В-третьих, если основное место работы сотрудника на машине или агрегате, то вступает в силу положение: «Машина любит чистку и смазку». Я думаю, что со мной согласится в этом любой производственник. А оплата профилактических работ равна 100%.
2. Как оформить трудовой договор, если сотрудник на сдельной оплате труда.
Оплата труда в современной полиграфии в каждой типографии решается по-своему.
Там, где я вводил сдельную оплату труда, трудовой договор оформлялся на окладно-премиальную оплату труда.
Сдельная оплата труда рассчитывается по нормо-часам. Нормо-час равен стоимости часа работы сотрудника, исходя из зарплаты, о которой с ним договорилась администрация.
Тогда, при заключении договора на окладно-премиальную систему оплаты, окладом является 80% от зарплаты, а остальное, что сотрудник заработает – это премия.
Такая система удобна для бухгалтерии при начислении налогов.
Вы спросите, почему именно 80% от зарплаты?
Отвечаю. Работник, который выполняет план менее чем на 80%, это работник или ленивый или неквалифицированный, и ему не место в типографии.
3. Как считать сдельную оплату труда в маленьких типографиях, где сотрудник и печатает, и режет, и упаковывает?
В любой типографии работник не может одновременно делать и то, и другое, и третье. А на каждый процесс можно рассчитать сдельную оплату труда.
По этому, в рапортичке сотрудник пишет, сколько и чего он отпечатал, сколько порезал и сколько упаковал пачек.
__________________
8-903-7418078 Владимир vlad.tolochenko@yandex.ru
Эти пользователи сказали спасибо Толоченко за это сообщение:
Из опыта, скажу так, на все эти подсчеты время уходит примерно столько же сколько на работу!!!
Тут уж, простите, психология. Когда приходит новый человек и в его высказываниях и пожеланиях я вижу только "а сколько денег, а когда деньги, а за это сколько денег" я его брать не буду!
Я сам, как и многие здесь, начинал печатником и знаю сколько эта работа стоит денег, а главное за какое время она должна делаться! И сразу видно когда человек болеет производством и его становлением и ростом, и его можно за это отблагодарить в виде хорошей зарплаты или когда человек шкерится в туалете с мобилкой, а в конце месяце сильно негодует относительно маленькой ЗП.
Сори, что маленько коряво, но как то так видим картину!
__________________
Роман (495)6470105 (926)3918888 rpkklen.ru
Из опыта, скажу так, на все эти подсчеты время уходит примерно столько же сколько на работу!!!
Тут уж, простите, психология. Когда приходит новый человек и в его высказываниях и пожеланиях я вижу только "а сколько денег, а когда деньги, а за это сколько денег" я его брать не буду!
Я сам, как и многие здесь, начинал печатником и знаю сколько эта работа стоит денег, а главное за какое время она должна делаться! И сразу видно когда человек болеет производством и его становлением и ростом, и его можно за это отблагодарить в виде хорошей зарплаты или когда человек шкерится в туалете с мобилкой, а в конце месяце сильно негодует относительно маленькой ЗП.
Сори, что маленько коряво, но как то так видим картину!
Согласен, Но это будет Ваше субъективное мнение. А с помощью программы можно доказать официально в цифрах. В этом случае Вы будете не самодуром, а а справедливым начальником.
__________________
8-903-7418078 Владимир vlad.tolochenko@yandex.ru
Программа просчёта работы типографии, где считается расход, з\п, переработки, на мой взгляд мечта каждого директора типографии. Но насколько я понимаю она рассчитывает крупные офсетные производства со штатом человек 30, а как быть с маленьким типографиями занимающимися спец-печатью? где много работ производится вручную. в том числе и печать продукции, где сумма заказа начинается с 500р. Целесообразно ли на таком предприятии введение такой программы? есть ли у кого опыт? поделитесь.
Касаемо более современной программы, можно все прописать в 1с. Многие пользуются 1с предприятие, где заказ считается с момента выставления счёта до его отгрузки, сориентировать её для конкретного производства для программиста не составит большого труда.(это конечно моё мнение и могу ошибаться)
__________________
Алексей +79039678667 compromiss_05@mail.ru
Программа просчёта работы типографии, где считается расход, з\п, переработки, на мой взгляд мечта каждого директора типографии. Но насколько я понимаю она рассчитывает крупные офсетные производства со штатом человек 30, а как быть с маленьким типографиями занимающимися спец-печатью? где много работ производится вручную. в том числе и печать продукции, где сумма заказа начинается с 500р. Целесообразно ли на таком предприятии введение такой программы? есть ли у кого опыт? поделитесь.
Касаемо более современной программы, можно все прописать в 1с. Многие пользуются 1с предприятие, где заказ считается с момента выставления счёта до его отгрузки, сориентировать её для конкретного производства для программиста не составит большого труда.(это конечно моё мнение и могу ошибаться)
Что-то Вас потянуло не туда. я не предлагаю программу просчета производства. Я предлагаю перевести рабочих на сделку.
__________________
8-903-7418078 Владимир vlad.tolochenko@yandex.ru
Скажите Владимир не занимались вы случаем разработкой сделки для ручной склейки?
Никак не могу просчитать в денежном отношении цену одноточки или трехточки короче вопросов много может сталкивались унас типография в Дубне может слыхали
Разница в цене должна исходить из времени приладки и листопрогона на 3-х точки она будет помедленнее (секундомер вам в руку)ну и расходка на клей увеличится. Можно конечно еще коофициент за сложность надбавить, но как правило никто этим не занимается.
Разница в цене должна исходить из времени приладки и листопрогона на 3-х точки она будет помедленнее (секундомер вам в руку)ну и расходка на клей увеличится. Можно конечно еще коофициент за сложность надбавить, но как правило никто этим не занимается.
извините но ни приладки ни листопрагона на ручной склейки нет есть коробочка или с одной точкой склейки или с тремя и разница по длинне клеевого клапана вот и все а как понять сколько правильно и грамотно заплатить за это труд?
А понятно, у Вас ручники, тогда все просто, цена должна быть за единицу операции, как мне помнится в прошлом году была на бум.пакетах 50коп. то есть стандартный пакет в сборе обходился в 3-5 руб. к коробочкам я тоже думаю такой же подход нужен.