Наверное, некоторые помнят, как я искал водную краску для спанбонда http://www.forum.print-forum.ru/showthread.php?t=549518. Тогда нас выручил Торжокский завод, создавший специальную серию АКВАПАК 43141 Н. Увы, ситуация сложившаяся на предприятии в последние месяцы, вынудила искать другого поставщика. И он нашёлся в лице ООО "Зигверк", выпускающего серию 166 Юнипластик - водную краску для плёнки и других невпитывающих материалов (правда, в полтора раза дороже торжокской, но деваться некуда). Заказал им 120кг Пантон 165, идущей у нас на очень крупный заказ - ярко-оранжевый цвет, похожий на спелый мандарин или апельсин.
И вот краска пришла. К сертификату качества прикреплён образец оттиска на бумаге, практически неотличимый от торжокского. Открыв ведро, я увидел совсем не то, что раньше: краска была намного краснее и напоминала мякоть грейпфрута. Ну, цвет в ведре не показатель, надо делать оттиск. Запускаю материал, свожу валы, и вижу колоссальную разницу! Ничего общего со 165 Пантоном - какой-то тёмно-малиновый цвет, ближе скорее к 185. И на бумажный образец совсем не похоже.
Связался с технологом Зигверка Михаилом Яклаковым. Тот сказал, что краска проходит жёсткий контроль: после получения нужного цвета в лаборатории делается пробный оттиск, который и прилагается к сертификату, и лишь затем краска по полученной рецептуре запускается в производство. Разницу, видимую в ведре, объяснил тем, что Торжок использует другие пигменты, и рецептура цвета на Зигверке совсем другая. Но оттиск должен быть таким же, как на пробе. Скорее всего, краску сделали слишком насыщенной, её надо разбавлять лаком-осветлителем и водой до получения нужного оттенка. Также посоветовал прежде, чем заливать в машину, сделать пробный оттиск колор-тестером на бумаге и на нашем материале.
Колор-тестер у нас есть, покупали в Ям Интернешнл: простейший держатель с вставленными в него двумя валиками - анилоксовым и резиновым. На спанбонде эта штучка с ручкой даёт оттиски намного бледнее, чем флексомашина, неровности материала совсем не заливаются, но представление о цвете получить можно.
Несколько попыток доливать связующее торжокского производства и разводить водой до 20с. по ВЗ-246 d4мм вроде бы дали результат. На бумаге получался цвет в точности соответствующий заводской пробе. На спанбонде вроде бы появились сдвиги в сторону оранжевого. Снова зарядил машину, но...:sad: цвет не изменился. Дважды сливали краску, добавляли огромное количество осветлителя и воды, снова пробовали - бесполезно! После окончательного слива краски взвесил вёдра, измерил вязкость. Оказалось, осветлителя вбухали (не падайте в обморок) около 100% :shok: от массы заводской краски, а вязкость довели до 18с. (обычно работаем при 23-25с).
Думаете, я пишу жалобу на Зигверк? Нет! На белой бумаге колор-тестер даёт отличного качества оранжевый оттиск, СОВПАДАЮЩИЙ С ЗАВОДСКОЙ ПРОБОЙ. Цвет чуть краснее, чем у Торжка, но клиент этого не заметит, даже будет рад более насыщенному оттиску. Но на спанбонде ЭТА ЖЕ САМАЯ краска даёт СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ цвет, что-то вроде тёмно-малинового. Как такое может быть?:shok::shok::shok: Торжокская краска и на бумаге, и на спанбонде выглядит абсолютно одинаково.
Andrei-m
26.01.2013, 21:21
Ink Formulation (http://www.x-rite.ru/files/inkformulation_control.pdf) Вам в помощь, но прога не дешевая.
У меня правда нет опыта работы с водными красками, я работал со спиртовыми от Flint Group, однако похожие ситуации происходили. Мы сначала заказывали у них готовые пантоны. Бывало от поставки к поставке цвет разительно менялся, бывало вообще не попадали в цвет образца веера. В конце концов оборудовали на предприятии колористическую лабораторию и стали замешивать пантоны сами. Для этого как минимум нужен компьютер с программой Ink Formulation и подключенными к этому компьютеру весами и спектрофотометром. Естественно, нужно хотя бы простейшее пробопечатное устройство, оно у Вас есть (колор-тестер) и пневмодрель с насадкой для перемешивания краски.
При подборе пантона, с программой или без нее, нужно делать выкраски ОБЯЗАТЕЛЬНО на том материале, на котором будете печатать, а иначе Вам удачи не видать. Как Вы сами отметили одна и та же краска выглядит совершенно по-разному на разных материалах - это естественно. У разных материалов разные поверхности и структура. Одни сильнее впитывают краску, другие слабее, третьи совсем не впитывают. Поверхности у материалов разной шероховатости, что тоже сказывается на передаче цвета. Одни прозрачны, другие нет. Цвет и оттенок цвета материала - в ту же "корзину". Все эти факторы влияют на конечный результат. Да вот, простейший пример: ПВД с белым красителем, допустим выдувается партия пленки 10 рулонов. От рулона к рулону оттенок белого обязательно хоть чуть-чуть, но будет отличаться. Значит будет отличаться и цвет печати. Даже разные пантоны по разному реагируют на изменения материала. А вот Ink Formulation как раз и позволяет корректировать рецептуру под конкретный материал. Смею Вас заверить, что у меня бывало даже по 3-4 рецептуры одного и того же пантона (прилично отличающихся друг от друга) для достижения одинакового цвета на разных материалах. То есть, чтобы цвет на оттисках как можно сильнее приближался к образцу из веера.
Повторюсь, что такое решение не дёшево, основные затраты - программа и спектрофотометр. А насколько для Вас это целесообразно, смотрите сами.
Artur
27.01.2013, 01:30
На белой бумаге колор-тестер даёт отличного качества оранжевый оттиск, СОВПАДАЮЩИЙ С ЗАВОДСКОЙ ПРОБОЙ. Цвет чуть краснее, чем у Торжка, но клиент этого не заметит, даже будет рад более насыщенному оттиску. Но на спанбонде ЭТА ЖЕ САМАЯ краска даёт СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ цвет, что-то вроде тёмно-малинового. Как такое может быть?
Было, есть и будет. Одна и та же краска на разных материалах может очень сильно отличаться. Не большой совет на будущее. Вместе с заявкой на пантон отправляйте ВАШ печатный образец, образец запечатываемого материала в достаточном количестве и жидкий образец краски. Производитель краски сделает ассортимент на ВАШ материал, измерит краскоперенос ВАШИХ анилоксов и составит формулу краски которая полностью удовлетворит ВАШИМ требованиям.
Принтброкер
27.01.2013, 18:09
он нашёлся в лице ООО "Зигверк", выпускающего серию 166 Юнипластик Сталкивался на практике с Зигверком, который мешает краски в России. По контракту с типографией, Зигверк поставлял макдональдсовский пантон. И вот как-то при печати, разумеется, в ночную смену, мы увидели, что красный пантон ушёл в холодную зону. Подумали на секцию, перемыли. Такая же ерунда. Остановили печать, стали разбираться. Выяснили, что краску со склада выдали из другой партии, чем ту, которой пользовались днём. так что пантон ещё не значит, что он и в Африке пантон.
PS Вызывали технологов Зигверка, те тоже совали нам под нос выкраски. Случайно заметил, что в спецификации на "ночную" краску использовались другие пигменты, чем на "ночную". Как потом сказали зигверцовцы, это у них допустимо. Просто "синий" пигмент заглушали другим, не вполне удачно. На вопрос зачем надо было шаманить, ответ гениально простой и российский: "Нужных пигментов не было!".
PPS Все выкраски делают только на бумаге, офсетной и меловке, на других не делают за неимением в наличии самих материалов и пробо-печатного оборудования.
PPPS История крутилась вокруг краски для листового офсета, во флексе всё может оказаться ещё запущеннее..
Dmitry Petrash
28.01.2013, 11:43
PS Вызывали технологов Зигверка, те тоже совали нам под нос выкраски. Случайно заметил, что в спецификации на "ночную" краску использовались другие пигменты, чем на "ночную". Как потом сказали зигверцовцы, это у них допустимо. Просто "синий" пигмент заглушали другим, не вполне удачно. На вопрос зачем надо было шаманить, ответ гениально простой и российский: "Нужных пигментов не было!".
Увы, это обычная практика - и не только у Зигверка, и не только в России. И если ОЧЕНЬ ЖЕСТКОЙ договоренности с поставщиком, что для вас это недопустимо - рано или поздно это случится.
Далее, (как уже писал Artur) краска, дающая на одном материале при одной толщине требуемый цвет совершенно не обязана давать такой же на другом материале и/или другой толщине. Цвет материала, впитывание - всё влияет, и существенно.
Как следствие: если 2 краски сделаны на разных пигментах, то на одном материале-толщине они могут иметь идентичный цвет (с точностью до метамаризма), а на другом - заметно отличающийся. И это нормально. Надо точнее договариваться с поставщиком (более четко и конкретно ставить задачу).
PPPS История крутилась вокруг краски для листового офсета, во флексе всё может оказаться ещё запущеннее..
:yes:
alex4003
29.01.2013, 20:14
Спасибо всем ответившим. Конечно, я слышал, что одна и та же краска на разных материалах может выглядеть по-разному, но не ожидал, что настолько. Для сравнения сделал пробу торжокской краски на бумаге - цвет в точности совпал с оттиском на спанбонде. Неотличим цвет торжокской краски был и на белом, и на бежевом материалах, искажали его только цветные, что неудивительно - при флексопечати краска ложится тонким прозрачным слоем.
Михаил Яклаков читал эту тему. Вместе мы решили, что вернём партию краски на завод и предоставим образцы наших оттисков и нашего материала для подбора цвета. Возможно, удастся откорректировать уже имеющуюся краску и получить цвет, максимально близкий к тому, который поставлял Торжок. Иного выхода нет: Торжокский завод стоит уже несколько месяцев, а клиент утверждал образцы цвета именно с их краской:sad: Выкраски Яклаков обещал сделать именно на нашем спанбонде - значит, это для Зигверка возможно.
Кстати, на Зигверк меня вывела одна очень настырная клиентка. Ей был нужен оттиск ИМЕННО ТАКОГО цвета, как на фирменном логотипе. Менеджер компании, занимающейся продажей товаров для детей, неизвестно где и на кого учившаяся, она долго выносила мозги нашим менеджерам (тоже не полиграфистам по образованию), потом вышла на меня, совала носом в различные системы смешения цветов в Кореле, как будто превосходно в них разбирается, потом мучила технолога Торжокского завода, и наконец случайно нашла Зигверк. Там, предварительно выяснив линиатуру анилокса, ей подобрали нужный цвет на образце нашего материала. Завтра мы должны получить эту краску. Посмотрю, что получится.
Принтброкер
29.01.2013, 23:24
Михаил Яклаков читал эту тему. Вместе мы решили, что вернём партию краски на завод и предоставим образцы наших оттисков и нашего материала для подбора цвета. Возможно, удастся откорректировать уже имеющуюся краску и получить цвет, максимально близкий к тому, который поставлял Торжок. Иного выхода нет: Торжокский завод стоит уже несколько месяцев, а клиент утверждал образцы цвета именно с их краской:sad: Выкраски Яклаков обещал сделать именно на нашем спанбонде - значит, это для Зигверка возможно.Надеюсь, Михаил Гурьевич Вам поможет, тем более что он в 2000-х работал консультантом как раз на ТЗПК!
PS По имени-отчеству это я так, по привычке, он у нас в МГУПе в конце 90-х - начале 2000х читал лекции по органической химии..
newteh
30.01.2013, 11:50
он у нас в МГУПе в конце 90-х - начале 2000х читал лекции по органической химии..А до него органической химией рулил кажется Перельман, пока не уехал двигать науку в Израиле :yes: Один из лучших преподов, что в жизни встречал, некоторые моменты из лекций до сих пор помню.
Dmitry Petrash
01.02.2013, 21:02
Надеюсь, Михаил Гурьевич Вам поможет, тем более что он в 2000-х работал консультантом как раз на ТЗПК!
PS По имени-отчеству это я так, по привычке, он у нас в МГУПе в конце 90-х - начале 2000х читал лекции по органической химии..
Я его застал в институте только в его бытность деканом факультета :) на лекциях не застал, у нас Перельман был...
Принтброкер
01.02.2013, 23:43
А до него органической химией рулил кажется Перельман, пока не уехал двигать науку в Израиле :yes: Один из лучших преподов, что в жизни встречал, некоторые моменты из лекций до сих пор помню.Перельмана не застал, но лекции Михаила Гурьевича отчасти до сих пор помню. Особенно классификацию по ИЮПАК! До сих сих пор в магазинах выручает, когда состав читаю..
Я его застал в институте только в его бытность деканом факультета :) на лекциях не застал, у нас Перельман был...
Гурьич у нас тоже деканом был, по вечерникам. Уж сколько он мне допусков на пересдачи выписывал.. :yes: Однако же, закончил же! ;)