Архив полиграфического форума forum.print-forum.ru

Как делают фанерографию (почти тяпничное) [Архив] - Принт-форум - полиграфическая продукция, сувениры, наружная реклама.

PDA

Нажмите, чтобы перейти к полной версии темы: : Как делают фанерографию (почти тяпничное)


Digio
23.02.2010, 14:41
S-aZZxsfUAM&feature=player_embedded

После роликов о станке Гутенберга (http://forum.print-forum.ru/showthread.php?t=437690), и литографии (http://forum.print-forum.ru/showthread.php?t=439324), мы продолжаем путешествие по печатным процессам.


Сегодня Вашему вниманию ролик о «фанерографии». Мы сделали русские субтитры.



Каюсь, «фанерография» не настоящий термин, я его придумал сам. Надеюсь, что Вы скоро подскажете как этот тип печати называется по научному? Вот и проверим, с какой попытки тут появится правильный термин.



Лично мне, этот ролик понравился как яркая демонстрация, что очумелым ручкам ничто не помеха! Если у Вас есть кусок фанеры — у Вас есть своя типография http://www.printnetwork.ru/wp-includes/images/smilies/icon_smile.gif . Дерзаем.

Starik Kramer
23.02.2010, 15:03
Надеюсь, что Вы скоро подскажете как этот тип печати называется по научному?Это – ксилография (http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00039/51200.htm). Технология, по которой печатали книги до изобретения наборных форм. В дальнейшем ксилографию нередко комбинировали с гартовым набором – например, для печати крупных афиш и плакатов.

Golyand
23.02.2010, 16:18
огромное СПАСИБО за Ваше начинание просвящения масс нестандартными...скорее редкими...способами печати!!!

АП!
23.02.2010, 16:27
Здесь изображен только один вид ксилографии, используемый как написал Сергей в основном для афиш, ну и еще для нанесения орнаментов на ткани. Так называемый низший пилотаж. Высокий пилотаж - высокохудожественная ксилография (как в старинных книгах) делалась на торцевых досках и соответственно другими инструментами. А продемонстрированный вид ксилографии с появлением в продаже бытового линолеума превратился в линогравюру. Потомучто в отличие от фанеры линолеум шкрябать стаместкой значительно легче, а главное можно и вдоль и поперек с одинаковым успехом.

Digio
23.02.2010, 19:46
огромное СПАСИБО за Ваше начинание просвящения масс нестандартными...скорее редкими...способами печати!!!

Андрей, пожалуйста! Кстати, присоединяйтесь - публикуйте подобные ролики, или если нужен перевод, присылайте мне.

Кстати в сообществе ru_design кторое в ЖЖ, имеет К5+ участников, этот ролик про фанерографию, спровоцировал приличное число ностальгических откликов в стиле "и я такое умею!", очень приятные отзывы.

Digio
23.02.2010, 19:48
И, да, я ВОСТОРГЕ от скорости и качества ответа Starik Kramer. Полагаю, что теперь было бы интересно увидеть видео загадку от него? (это я так пытаюсь эстафету передать :))

Golyand
23.02.2010, 20:07
И, да, я ВОСТОРГЕ от скорости и качества ответа Starik Kramer. Полагаю, что теперь было бы интересно увидеть видео загадку от него? (это я так пытаюсь эстафету передать :))
боюсь большинство "Экспертов" поплывет...не стоит провоцировать!!! ;)

Progress-Print
23.02.2010, 21:08
спасибо, Digio!

МАСТЕР
23.02.2010, 22:05
огромное СПАСИБО за Ваше начинание просвящения масс нестандартными...скорее редкими...способами печати!!!
Ну это одна из разновидностей "высокой печати" (не редкость...)
,то что в ручную режут это да.
а в остальном все стандартно, возмите "плоскую печать" например ,один в один.

Golyand
23.02.2010, 23:13
Ну это одна из разновидностей "высокой печати" (не редкость...)
,то что в ручную режут это да.
а в остальном все стандартно, возмите "плоскую печать" например ,один в один.
все гениальное просто...(с)
вот только ен всех всему учили....
все новое хорошо забытое старое(с)....я это имел в виду!

Digio
24.02.2010, 00:10
Отличная статья о Ксилографии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D 1%84%D0%B8%D1%8F)в Википедии

Starik Kramer
24.02.2010, 00:56
Полагаю, что теперь было бы интересно увидеть видео загадку от него?Для разминки предлагаю совсем простой вопрос, без видео: каким образом в ксилографии использовались зайцы, иллюминаторы и промежуток времени между уборкой урожая и всходом озимых? :yes:

Digio
24.02.2010, 12:20
И тишина в ответ...Минута прошла, ответов нет. Может не знает никто? я вот не знаю, что можно делать с зайцами ( а значит в лесу) и иллюминаторами (а значит на море) зимой.

Starik Kramer
25.02.2010, 11:22
Минута прошла, ответов нет......В гробовой тишине прошла вторая минута дополнительного времени... :spiteful:

Всвязи с возникшей паузой в обсуждении, хочу напомнить, что для премиум-пользователей доступны опции «7/40», «помощь Клуба по интересам» и «звонок Админу с просьбой удалить тему» :yes:

Digio
25.02.2010, 11:55
Удалить тему может и ТС, но эта услуга платная.

А вот "помощь клуба" была кстати :) Кто знает ответ?

Digio
25.02.2010, 12:00
боюсь большинство "Экспертов" ...не стоит провоцировать!!! ;)

Эх, как в воду глядели!

Golyand
25.02.2010, 12:07
Эх, как в воду глядели!
как хорошо что я не Эксперт, а вот на ответы экспертов, на вопрос эксперта посмотрю с удовольствием))))

Маша Милютина
25.02.2010, 12:12
Только "иллюминаторы" могу пояснить - это иллюстраторы по-старинке ("украшатели" они рисовали в рукописях вензеля и картинки).

А вот про зайцев и урожаи напишите пожалуйста.

С уважением,

Digio
25.02.2010, 19:42
Слово Дюрер приближает нас к ответу?

Starik Kramer
25.02.2010, 20:47
Слово Дюрер приближает нас к ответу?Вы имеете ввиду картину Дюрера «Заяц»?.. :spiteful:

Digio
25.02.2010, 23:02
"Заяц" то акварель. Прошла третья минута Батла. Пришло время дать подсказку!

Digio
25.02.2010, 23:43
Вот идите теперь и смотрите в отместку ролик про Интаглио.

Starik Kramer
26.02.2010, 00:18
Пришло время дать подсказку!Спросите Александра Вячеславовича (greenvis (http://www.forum.print-forum.ru/member.php?u=7004)) – он должен знать. Я так думаю... © :yes:

Промостойка.Ру
26.02.2010, 03:14
Для разминки предлагаю совсем простой вопрос, без видео: каким образом в ксилографии использовались зайцы, иллюминаторы и промежуток времени между уборкой урожая и всходом озимых? :yes:
начну с конца:
- самое благоприятное время для заготовки древесины это поздняя осень и зима, в этот периуд прекращается движение соков в стволе дерева, снижается вероятность растрескивания и заражения различными червями и плесенью
- иллюминатор, как было выше сказано - переписчик иллюстраций
- зайцы - они же как кролики имеют не только мясо, но и мех, в данном случае интересен мех зайца! Кисти из заячьего меха достаточно жестки и великолепны для калиграфических работ.

Digio
26.02.2010, 04:54
Что-ж, полагаю эстафета переходит к Промостойка.ру ? Ждем загадку :)

Starik Kramer
26.02.2010, 13:19
Что-ж, полагаю эстафета переходит к Промостойка.ру ?А правильный ответ вас уже не интересует?.. :spiteful:

начну с конца:Про заготовку древесины все верно, но я имел ввиду зимний период в неразрывной связи с остальными пунктами вопроса.

Художники-иллюминаторы действительно копировали вручную иллюстрации рукописных книг, и заячьи кисти действительно применяются в китайской каллиграфии для написания иероглифов. Вот только как это может стыковаться с тиражированием продукции типографским способом?.. :resent:

В принципе, ответы близкие. Но, ИМХО, притянуты за уши :nono:

А уважаемого Александра Вячеславовича я мел ввиду всвязи с тем, что он знает Ивана Дмитриевича Сытина :yes:

Digio
26.02.2010, 13:41
Другими словами, фланк? Батл продолжается? Вот теперь я совсем заинтригован.

Маша Милютина
26.02.2010, 14:25
Простите, не оформила ответ. Исправляю ошибку:

В 14?? году (КАЖЕТСЯ тыща четыреста каком-то, точно не помню, простите)(семьдесят втором?) гравировщикам пришлось объединиться с иллюминаторами в общий цех. Чтобы было, что вырезать. Взаимовыгодное партнерство: типография получала комплексную услугу, обращаясь в такой цех - картинку нарисуют и изготовят по ней клише.

Объясните про зайцев, пожалуйста.

Маша Милютина
26.02.2010, 14:45
1417-м :o

с 72-м я маху дала......

http://www.maxvoloshin.ru/?item=085a4e27-aaa6-45e9-ac8f-6fc59e9bf50e&termin=c8f53356-9109-4e58-99ed-c53e8a77834a

Starik Kramer
26.02.2010, 15:27
Чтобы было интереснее думать, предлагаю изменить формат задачи и перевести ее в технологическую плоскость :yes:

Для начала поясню, как подружились полиграфисты и художники-иллюминаторы.
Дело в том, что ксилография из-за своей очевидной примитивности не позволяла печатать настоящий полноцвет. Максимум, чего добились книгоиздатели того времени – совмещение на одном листе черного текста с красными виньетками. И то при условии, что эти элементы не соприкасались. Для более сложных работ применялась комбинированная технология: контур иллюстрации печатался в одну краску в типографии, зачастую вместе с текстом, а полноценное раскрашивание (иллюминацию) выполняли вручную. Причем, эта технология сохранилась даже при переходе от ксилографии к литографии, т.к. печатные формы на камне стали более качественными, но не менее трудоемкими – ведь до изобретения фотографии их продолжали гравировать вручную.

Когда Иван Дмитриевич Сытин начинал свою издательско-полиграфическую деятельность, его основной продукцией были недорогие издания для широких народных масс, выполненные в лубочном стиле. При этом ему пришлось решить следующую проблему: продукция должна быть полноцветной и максимально дешевой. В его распоряжении тогда уже было литографское оборудование, но полноцвет на нем получался дорогим – достаточно сказать, что для цветной печати исходник делили минимум на восемь составляющих цветов, а в идеале – на шестнадцать (!). И для каждого цвета нужна была своя печатная форма. Идея печатать только черный контур, и затем раскрашивать вручную, в принципе, лежала на поверхности. Но зарплата художников-иллюминаторов вновь поднимала себестоимость продукции на недосягаемую высоту. К тому же, ручное раскрашивание многотысячных тиражей заняло бы слишком много времени.

Однако, Иван Дмитриевич быстро нашел выход из этого затруднительного положения – ему помогла суровая русская зима. Ну, и зайцы, конечно :pooh_lol:

Можете начинать думать. Желательно – прямо в комментариях :yes:

Golyand
26.02.2010, 15:35
зимой белый,весной серый...

Маша Милютина
26.02.2010, 15:37
может быть линька зайцев натолкнула на идею о растре? :shok:

Golyand
26.02.2010, 15:40
градиентный переход?...

Golyand
26.02.2010, 16:52
такой вопрос в что где когда отправить надо, победа гарантирована...

Маша Милютина
26.02.2010, 17:05
а если видео-вопрос, то много денег

С уважением,

Промостойка.Ру
26.02.2010, 19:26
Ч

Однако, Иван Дмитриевич быстро нашел выход из этого затруднительного положения – ему помогла суровая русская зима. Ну, и зайцы, конечно :pooh_lol:


зайцы зимой грызут кору...
грызли кору они и в 15 веке и сейчас, но ни сейчас, ни в 15-17 веках кора не использовалась в ксилографии...отсюда делаю вывод, что состыковать зайца, художника и зиму в условия выпуска тиражной продукции можно только в период 18-19в.в.
как тогда связывать эти три понятия с ксилографией относительно 15 века!?

greenvis
26.02.2010, 20:20
Первые ассоциации:
- И.Д. Сытин «поднялся» на лубках
- лубочные картинки резались на липовых досках
– молодой липовый луб (подкорье) - это лыко
– белый (т.е. в зимней шкурке) заяц в детской считалке бегал в лес лыко драл.

fizra
26.02.2010, 21:01
зайцы замёрзли суровой русской зимой и пришли к Сытину в избу греца, а он их научил печатать в 16 прогонов, чо тут неясного

Маша Милютина
26.02.2010, 21:14
зайцы замёрзли суровой русской зимой и пришли к Сытину в избу греца, а он их научил печатать в 16 прогонов, чо тут неясного

вот тогда он и поднялся :pooh_lol: зайцы, они - за мешок коры в три смены пахали

С уважением,

Digio
26.02.2010, 21:35
Нет, он наловил зайцев, продал их, на выручку купил машину времени, сгонял в будущее, приобрел SpeedMaster. на том и поднялся. И дело было Зимой, а в "крыше" у него были Иллюминати.

АРТ_ПРИНТ
26.02.2010, 21:45
Первые ассоциации:
- И.Д. Сытин «поднялся» на лубках

ассоциации вторые:
- а, начинал Сытин на пушном лотке.

Rjak
27.02.2010, 11:01
Зайцы какие-то! Хрень!
После ролика мне вот что вспомнилось: когда учился в художественной школе, мы занимались примерно тем же самым, но только вместо фанеры использовали обычный линолеум. Так же вырезали разнообразными резцами изображение, там где вырезано, соответственно в итоге получались пробельные элементы. Потом валиком накатывается краску, потом прикладывается бумага и получается оттиск, как в ролике. Если фанеру еще нужно подбирать, чтоб гладкая поверхность была, нужный вид дерева, то линолеум сразу отвечает всем требованиям. На нем нет направления волокон, поэтому удобно вырезать в различных направлениях.
Фактически это такая своеобразная, гибкая флексоформа.:pooh_lol:
P.S. По фанере тоже занимались резьбой, но немногу по-другому: готовится гладкая фанера, покрывается тушью, вырезается изображение. В результате получается готовая картина с черно-белым изображением.

АРТ_ПРИНТ
27.02.2010, 12:53
После ролика мне вот что вспомнилось: когда учился в художественной школе, мы занимались примерно тем же самым, но только вместо фанеры использовали обычный линолеум.

я, в детском саду подобным занимался.

Rjak
27.02.2010, 13:30
я, в детском саду подобным занимался.Ага, кто б детсадовцам острые резцы доверил, не надо ля-ля! :-))))

АРТ_ПРИНТ
27.02.2010, 13:32
Ага, кто б детсадовцам острые резцы доверил, не надо ля-ля! :-))))

Детский сад - привязка к возрасту, а не месту. :yes:

Digio
28.02.2010, 01:05
А, давайте уже кричать - Дед Мороз ВЫХОДИ! В смысле, что хотелось бы официальную версию ответа про зайцев от Крамера.

АП!
28.02.2010, 10:38
А, давайте уже кричать - Дед Мороз ВЫХОДИ! В смысле, что хотелось бы официальную версию ответа про зайцев от Крамера.Это не Старик Крамер, а Кот Леопольд какой-то. Уже прям заинтриговал нам мозг своими зайцами.

Маша Милютина
28.02.2010, 17:00
над нами пошутили (?)

01level
28.02.2010, 17:29
у меня есть подозрение, что Крамер сам не в курсе про зайцев...
)))))

Маша Милютина
28.02.2010, 17:32
Сейчас отмазку придумывает, а она не придумывается? ))))))
И я склоняюсь...

01level
28.02.2010, 17:34
Сейчас отмазку придумывает, а она не придумывается? ))))))
И я склоняюсь...

ну или просто зайцы тут вообще нипричем...
))))))

greenvis
28.02.2010, 17:58
СК сейчас Олимпиаду смотрит.

"Скачи, зайка, скачи!!!!!...."(с) Губерниев

Промостойка.Ру
28.02.2010, 18:06
...под мокрым!

АП!
28.02.2010, 18:57
Для разминки предлагаю совсем простой вопрос, без видео: каким образом в ксилографии использовались зайцы, иллюминаторы и промежуток времени между уборкой урожая и всходом озимых? После сбора яровых и до всхода озимых культур, мучимое бездельем крестьянство в массовом порядке бежало в Америку. На пароходах их отлавливали шкиперы, приковывали поближе к иллюминатору и заставляли за еду стамеской резать по дереву непристойные картинки (лубки), имевшие в Америке огромную популярность под названием пин-ап. Так в Америке появился фермерский класс, а не было бы ксилографии, покоились бы наши зайцы на дне морском.

Starik Kramer
01.03.2010, 01:31
Вцелом мне понравился ход ваших мыслей – в большинстве сообщений есть доля правильного ответа. Настало время окончательно восстановить картину.

Вот тут в параллельной теме (http://www.forum.print-forum.ru/showthread.php?t=440402) народ над китайцами прикалывается, а ведь если подумать, это они у нас научились. Только отстали лет на 150 :spiteful:

Итак, по порядку: на заре своей карьеры Сытин печатал лубочные картины в одну краску и затем раскрашивал их вручную. Чтобы снизить себестоимость, требовалась дешевая рабочая сила и дармовые расходники. Проблема со сроками изготовления решалась очень просто: если многотысячный тираж раскидать на сотню человек, то каждому нужно будет раскрасить всего несколько десятков листов. В качестве «иллюминаторов» решено было использовать деревенских жителей, которым зимой нечем было заняться. В качестве кисточек использовались заячьи лапки, фактически являвшиеся отходами мехового производства. Краски крестьяне замешивали сами из подручных материалов и натуральных красителей. Короче – китайцы нервно курят в сторонке :yes:

Для любителей более точной информации приведу цитаты из двух книг об И. Д. Сытине – желающие могут сравнить нижеприведенный текст с первоисточниками:

...Как печатался лубочный товар? Всегда в одну краску (черную) и всегда на очень плохой, серой бумаге. В таком виде картины поступали в раскраску от руки, чем в зимнее время занимались деревенские девушки и бабы. Конечно, эта раскраска производилась до невероятности грубо. Бабы красили заячьей лапкой «по ногам и по носам», и платили им за такую работу по четвертаку с тысячи. («Жизнь для книги», Госполитиздат, 1960)

...Сытин стал отвечать за производство и распространение шараповских изданий, которые были все без исключения иллюстрированными. Работа начиналась с того, что он либо подмастерье наносил на липовую доску штриховой рисунок, затем выбирал резцом фон, и получался рельеф. Это ксилографическое клише вместе с набранным текстом закреплялось на талере нехитрого ручного станка, обильно смазывалось черной краской и покрывалось листом дешевой, серой бумаги. Сверху нажатием рычага опускался пресс, и со станка сходила готовая страница – этим незатейливым способом Сытин отпечатал тысячи экземпляров, требовавшихся его хозяину.
Затем наступал черед раскрашивания отпечатанных листов, ставшего настоящим промыслом для крестьянок подмосковного Никольского. Каждую зиму здешние женщины раскрашивали как придется тысячи отпечатков, приготовляя краски из подручных материалов вроде яичного желтка. («Иван Сытин», ТЕРРА, 1996)

Промостойка.Ру
01.03.2010, 03:53
каким образом в ксилографии использовались зайцы, иллюминаторы и промежуток времени между уборкой урожая и всходом озимых?
По тексту постов понятно, что вопрос относим не к понятию ксилографии, а к деятельности издателя Сытина и выпуска им лубковой продукции.
Позволю себе несколько комментариев по качеству ответов на вопрос…
В качестве «иллюминаторов» решено было использовать деревенских жителей...
Не путает ли Уважаемый автор две «профессии»: иллюминатор и цветальщик

Художники-иллюминаторы действительно копировали вручную иллюстрации рукописных книг
Для раскрашивания оттисков существовали профессиональные артели во многих областях Руси, которые состояли из женщин и детей. И назывались они ЦВЕТАЛЬЩИКИ…
Мой первый вопрос автору – Каким образом в ксилографии использовались «иллюминаторы» как таковые?
...но я имел ввиду зимний период в неразрывной связи с остальными пунктами вопроса.
Артели цветальщиков работали круглогодично!!! ... или Вы полагаете, что Сытин с весны по лето, приостановив производство лубка, тоже на поле работал!??
К тому же, ручное раскрашивание многотысячных тиражей заняло бы слишком много времени.
В таком виде картины поступали в раскраску от руки, чем в зимнее время занимались деревенские девушки и бабы.
Нет ли здесь у автора противоречия!?...ну да ладно…
Однако, Иван Дмитриевич быстро нашел выход из этого затруднительного положения – ему помогла суровая русская зима. Ну, и зайцы, конечно
Мой второй вопрос автору – Как Иван Дмитриевичу помогла суровая русская зима в неразрывной связи с «иллюминатором», т.к. понятно, что в остальное время до зайцев никому дела не было?
А уважаемого Александра Вячеславовича я мел ввиду всвязи с тем, что он знает Ивана Дмитриевича Сытина
С Уважением к почтенному возрасту Александра вячеславовича:

- И.Д. Сытин «поднялся» на лубках

Сытин, хоть и имел относительную монополию на лубковые издания, но «поднялся»-то он на печати отрывных календарей многомиллионными тиражами и учебников. Для этого у него была 2х красочная ротационная машина, кстати первая в России!!!
Термин "лубок" происходит от слова "луб" (внутренняя часть древесной коры)
То, что раскраска заячьими лапами в артелях цветальщиков есть исторический факт – спорить не буду, но на Руси охота велась не только на зайцев…у лис, белок, норок и т.п. лапы тоже есть…
. Вот только как это может стыковаться с тиражированием продукции типографским способом?..
…это, пожалуй был мой третий вопрос автору.
С Уважением к Вам и Вашему бизнесу

Digio
01.03.2010, 11:39
Эта загадка конечно, поучилась немного похожей на "кота шредингера", но по крайней мере, было весело :)

Может быть два титана, закончив битву, предложат нам новую загадку? И

Маша Милютина
01.03.2010, 11:57
Можно и про "кота" :pooh_lol:
после зайцев.

С уважением,