День добрый! Вопрос больше связан с колиристикой. Есть ли где нибудь разработанные схемы (или правила) приготовления цвета Пантоне в условиях типографии? Может есть простые рекомендации? Цель - получить именно тот цвет, который "рисуют американцы" в своих веерах? И еще, есть ли какой нибудь способ точного определения уже наколоченного цвета? или как его посмотреть правильно (по книжному), чтобы не смывать машину по несколько раз. Растирание на бумажке вручную не подходит. Заранее благодарен всем. Сергей.
Second Half
21.12.2006, 16:33
Самые главные рекомендации - на веере с цветами.
Там под каждым цветом указана пропорция, в которой надо смешивать краски. Исходя из этой пропорции и нужного вам количества краски, вы сможете посчитать, сколько граммов какой краски вам надо взять для смешивания.
Далее вам потребуются весы. Лучше всего электронные, и чем точнее, тем лучше. Берете пустую ЧИСТУЮ тару, взвешиваете ее пустую, обнуляете весы, в эту тару отвешиваете нужное кол-во первой краски, обнуляете весы, ... и так далее, все компоненты по очереди.
Потом как следует всё промешиваете в этой же таре.
Но вот что еще важно! Для более точного попадания в цвет стоит приобретать все компоненты ОДНОГО производителя!
А взяв, скажем, Reflex Blue от BASF, прозрачные белила от Rapida, а желтый - из триадных красок, которыми вы печатаете CMYK-работы, вы такое получите...
Serlan
25.12.2006, 18:13
Самые главные рекомендации - на веере с цветами.
Там под каждым цветом указана пропорция, в которой надо смешивать краски. Исходя из этой пропорции и нужного вам количества краски, вы сможете посчитать, сколько граммов какой краски вам надо взять для смешивания.
Далее вам потребуются весы. Лучше всего электронные, и чем точнее, тем лучше. Берете пустую ЧИСТУЮ тару, взвешиваете ее пустую, обнуляете весы, в эту тару отвешиваете нужное кол-во первой краски, обнуляете весы, ... и так далее, все компоненты по очереди.
Потом как следует всё промешиваете в этой же таре.
Но вот что еще важно! Для более точного попадания в цвет стоит приобретать все компоненты ОДНОГО производителя!
А взяв, скажем, Reflex Blue от BASF, прозрачные белила от Rapida, а желтый - из триадных красок, которыми вы печатаете CMYK-работы, вы такое получите...
Большое спасибо за ответ! Все написанное Вами вроде соблюдается, кроме отдельных моментов, за коррекцию которых и благодарю. Но меня интересует также вопрос, насколько можно доверять намешанному цвету в банке? Потому как засыпав ее в кипсейк и хорошо растерев может случится, что цвет не тот. Есть ли какой нить способ определения цвета не в лабораторных усллових, а вот в типографских, когда все рабочее и под руками есть только то, что есть. Спасибо
Second Half
25.12.2006, 23:33
Честно говоря, я не совсем понял вопрос.
Да, цвет краски в банке и в тонком слое может радикально отличаться. Особенно это проявляется для оранжево-желтых цветов. Почему? Не знаю. :)
По своему опыту могу сказать, что краска, АККУРАТНО намешанная по пантоновской формуле, как правило, на 95% соответствует образцу.
В особо тяжелых случаях приходится полученную адскую смесь немного корректировать. Тяжелые случаи - опять же по моему опыту - это краски, в состав которых входит много белил.
Это я всё к чему: не очень придирчивый заказчик простит вам небольшое отклонение от заказного цвета. Такие клиенты выбирают номер пантона по критерию "нравится-не нравится", и если тираж получился чуть темнее, или светлее - не страшно.
Но!!! Если клиент заявляет, что есть фирменный цвет, и в него нужно 100%-ное попадалово (то есть попадание :)), то тут уже придется попрыгать.
И машину несколько раз смыть, и, строго рекомендуется, заказчика на тираж пригласить....
А для определения верноты цвета вам необходим какой-нить спектроденситометр. Тот, который умеет мерять deltaE. Измеряете образец, измеряете ПОДСУШЕННЫЙ оттиск, сравниваете.
Да, и еще не забывайте: пантонный веер надо менять ежегодно (это даже на нем написано)!
Надеюсь, я вас не совсем запутал?
Starik Kramer
26.12.2006, 00:58
По своему опыту могу сказать, что краска, АККУРАТНО намешанная по пантоновской формуле, как правило, на 95% соответствует образцу.Действительно, даже идеально намешанный пантон будет выглядеть по-разному на разных марках бумаги одного типа – например, на глянцевой меловке разных производителей или разной степени белизны. Теоретически, «попасть в веер» можно, взяв точно такую же бумагу, на которой он напечатан. И то не факт. Об этом необходимо заранее предупредить заказчика. Как справедливо заметил Second Half, попасть в фирменный цвет все-таки можно, но это потребует дополнительных усилий и заказчик должен быть готов к удорожанию продукции или смириться с менее точным воспроизведением нужного оттенка.
Serlan
26.12.2006, 01:15
Большое спасибо Вам за ответы! Я раньше как то так и подходил к вопросу смешения "пантнов". Однако, последнее событие: печать календаря 5000 листов 3+2 пантонами, один из которых светлый 1205, на 93% состоящий из белил, поднял ряд вопросов, на которые нужно дать срочно ответы до следующего такого заказа,- в конечном итоге в цвет не попали, даже с трех раз. Печать второго черного цвета краской Пантоне тоже не дало эффекта "сажи", что в принципе очень требовалось, и третий пантон - темнокрасный, тоже не имеет той насыщенности, которую хотел видеть заказчик (здесь краска ложилась только на числа выходных и праздничных дней), а так хотелось видеть насыщенность, подобную шелкотрафаретному оттиску. У нас мешают краску печатники. Каждый это делает так, как его научили на др. типографиях. Поэтому, хотелось бы создать некий свод правил, поучиться у людей, которые наступали на такие грабли. Поэтому, все, что Вы пишите, воспринимается только положительно и с благодарностью. Сергей
Zheca
27.12.2006, 18:37
Хотел бы добавить такую деталь - некоторые очень насыщенные цвета Пантона выкатать за один прогон нереально, ибо на веере этот цвет имеет плотность более 2,3 d - и если вы захотите выкатать именно такой цвет за один прогон, то возможно перетискивание, если конечно у вас нет сушки. Я обычно выкатываю такие цвета за 2 прогона - получается нужная насыщенность и нет перетискивания.
Вили
20.02.2007, 19:50
<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /><o:p> </o:p>
Для того чтобы получить очень близкий к оригиналу цвет на вашей машине и определенной бумаге, то процесс изготовления смесевой краски следующий:
<o:p> </o:p>
Берётся уже имеющий напечатанный или нарисованный художником образец.
Мерится спектрофотометром цвет
Данные автоматически заносятся в компьютер.
Мерится спектрофотометром оттенок вашей бумаги
Данные автоматически заносятся в компьютер.
Заносится толщина красочного слоя, по которой вы печатайте (+/-)
Компьютерная программа Ink Formulation (в случае спектрометра Gretag) выдаёт разные варианты рецептур
По Вашему усмотрению выбирайте один из них (по цене компонентов или по наличию базовых цветов на складе)
Делайте первый пробный замес, всего <?xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" /><st1:metricconverter w:st="on" ProductID="50 граммов">50 граммов</st1:metricconverter> (нужны очень чувствительные весы)
На специальном приборе (IGT или другой) делается пробный оттиск на Вашей бумаге, которая предварительно взвешена (почему? Ответ внизу).
Высушенная краска с бумагой взвешивается ещё раз (этим зная площадь покрытия и вес, определяйте толщину слоя).
Мерится спектрофотометром полученный результат.
Вводятся корректировки в рецептуре (это неизбежна, поскольку сами базы тоже имеют свои допуска)
Корректировку может понадобится 2-3 раза делать.
Замешивается вся партия краски<o:p> </o:p>
Оборудование для этого:
Спектрофотометр
Программное обеспечение
PC
Весы 0,001 гр точности
Весы 1-<st1:metricconverter w:st="on" ProductID="50 кг">50 кг</st1:metricconverter>
IGT
Мешалка
плюс мелочи всякиеВсё вместе ~ 25 000 – 40 000 USD
<o:p> </o:p>
Дорого и вряд ли для типографии имеет смысла мучится с этим. Лучше если нужно точное попадание в цвет (ΔЕ<5), заказать на стороне.
Serlan
21.02.2007, 10:58
.... мда, нелегкая это работа, и немного не наш уровень, но это наверняка точно попадет цвет в цвет :). Спасибо большое за консультацию. Понятно теперь, почему цвет Мальборо первых партий не отличается от тпоследних.
Русский
22.02.2007, 14:14
Самые главные рекомендации - на веере с цветами.
Там под каждым цветом указана пропорция, в которой надо смешивать краски. Исходя из этой пропорции и нужного вам количества краски, вы сможете посчитать, сколько граммов какой краски вам надо взять для смешивания.
Далее вам потребуются весы. Лучше всего электронные, и чем точнее, тем лучше. Берете пустую ЧИСТУЮ тару, взвешиваете ее пустую, обнуляете весы, в эту тару отвешиваете нужное кол-во первой краски, обнуляете весы, ... и так далее, все компоненты по очереди.
Потом как следует всё промешиваете в этой же таре.
Но вот что еще важно! Для более точного попадания в цвет стоит приобретать все компоненты ОДНОГО производителя!
А взяв, скажем, Reflex Blue от BASF, прозрачные белила от Rapida, а желтый - из триадных красок, которыми вы печатаете CMYK-работы, вы такое получите...Могу еще добавить что и веер должен быть от производителя красок и он должен быть как для матовой бумаги так для глянцевой.
А с Мальборо никто с цветом не гемороится краску нужного колора заказывают уже готовую
Manya_K
26.02.2007, 11:23
Большое спасибо Вам за ответы! Я раньше как то так и подходил к вопросу смешения "пантнов". Однако, последнее событие: печать календаря 5000 листов ...
Может быть, имеет смысл на большие тиражи заказывать смесевой пантон в Танзоре (СанКемикле, Электрографе и т.д.), а на маленькие тиражи (визитки, например), смешивать самим?
При заказе пантона, кстати, указываете на какой бумаге Вы будете печатать (глянцевой, матовой...).
Spravizdat
26.02.2007, 16:38
Вмешаюсь в разговор, но как правило, практика показывает, что ни заказ красок в "Санкемикл", ни замешивание по точным весам не дает и 90% попадания в цвет, т.к. увлажнение в свою очередь все равно сделает корректировку цвета. Какие способы не используй, а увидишь цвет только на машине, "Санкемикл" лишь упростит сам процесс подбора, корректировать все равно придеться.
Вили
26.02.2007, 19:48
Точное попадание в цвет обычно важно для корпоративных клиентов, т.е. на повторяющейся заказах.
Для таких заказчиков:
разрабатывается цвет специализированными компаниями по предоставленному образцу
Краска (Первая краска) выкатывается на Вашей машине и бумаге. Полученный результат утверждается Вашим заказчиком.
Образец этой первой краски должен храниться у компании-производителя, кто смешивает цвет.
Каждый раз при заказе этой же краски компания-производитель сравнивает лабораторные оттиски первой краски и вновь изготовленной краски
Эти оттиски первой краски и вновь изготовленной краски с указанием разницы ΔE (величина которого у Вас должна быть оговорена в контракте) прилагается вместе с краской.Это означает, что компания-производитель обеспечивает определённую точность повторяемости цвета при каждом новом заказе.
<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /><o:p></o:p>
А при единичных заказах может понадобиться корректировка цвета изменением толщины слоя печати или доводкой самой краски в типографии.
<o:p></o:p>
Условия печати на лабораторной установке и на реальной машине кардинально отличаются. Поэтому невозможно требовать 100% попадание в цвет в лаборатории и на Вашей машине.
<o:p></o:p>
Serlan
26.02.2007, 21:33
Точное попадание в цвет обычно важно для корпоративных клиентов, т.е. на повторяющейся заказах.
Условия печати на лабораторной установке и на реальной машине кардинально отличаются. Поэтому невозможно требовать 100% попадание в цвет в лаборатории и на Вашей машине.
<o:p></o:p>
Получается, что попадание в цвет какого-то разового календаря ложится на сотрудников типографии и здесь заранее заложен фактор "мучения", если надо на 100% попасть в веер при условиях одного производителя веера и красок? Другими слолвами - упростить данный процесс никак нельзя? Что касается долгосрочных заказов - согласен - надо заказывать сразу на пол-года вперед краски, и, притом записывать данные при которых производилась печать первого заказа.
Вили
27.02.2007, 00:28
Если речь идёт о печати «какого-то разового календаря», то не думаю что настолько важно 100% попадание (конечно 100% попадания не бывает, на разных освещениях краска может оттенок менять). Если говорить на языке цвета то попадание готовой краски ΔЕ в пределах 4-5 абсолютно нормальный показатель. Насколько я помню у Procter&Gamble требование было ΔЕ<3.
Очень редко получается смесевая краска ΔЕ<1 (ещё надо помнить что ΔЕ тоже не абсолютный показатель).<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /><o:p></o:p>
Если цвет заказывается по вееру, то при наличий одинаковых вееров у заказчика, у Вас и у производителя красок попадание достаточное. Чтобы быть более уверенным в результате, всегда лучше предоставлять компании-производителю красок Вашу бумагу и дать толщину слоя, по которой вы работайте. Лучше давать средний показатель, чтобы была возможность уменьшением или увеличением толщины увести цвет в одну или другую сторону.<o:p></o:p>
А так в нашем деле без «мучения» не бывает. Всегда надо быть готовым, что придётся как-то спасать ситуацию.<o:p></o:p>
Консультацию по цвету Вам дадут технологи компании, где вы краску берёте.
<o:p></o:p>
<o:p></o:p>
AndreyZ
05.03.2007, 22:14
Большое спасибо Вам за ответы! Я раньше как то так и подходил к вопросу смешения "пантнов". Однако, последнее событие: печать календаря 5000 листов 3+2 пантонами, один из которых светлый 1205, на 93% состоящий из белил, поднял ряд вопросов, на которые нужно дать срочно ответы до следующего такого заказа,- в конечном итоге в цвет не попали, даже с трех раз. Печать второго черного цвета краской Пантоне тоже не дало эффекта "сажи", что в принципе очень требовалось, и третий пантон - темнокрасный, тоже не имеет той насыщенности, которую хотел видеть заказчик (здесь краска ложилась только на числа выходных и праздничных дней), а так хотелось видеть насыщенность, подобную шелкотрафаретному оттиску. У нас мешают краску печатники. Каждый это делает так, как его научили на др. типографиях. Поэтому, хотелось бы создать некий свод правил, поучиться у людей, которые наступали на такие грабли. Поэтому, все, что Вы пишите, воспринимается только положительно и с благодарностью. Сергей
Исходя из своего опыта, могу посоветовать следующее:
По поводу первого цвета:
1. При печати пантоном на основе белил, последние нужно класть в смесь не по "рецепту" из веера, а % 70 от написанного. Благодаря чему цвет получится более насыщенным и печатник, с помощью регулировки подачи краски сможет добиться нужного оттенка (возможно даже, как в веере).
2. Данный цвет имеет желтый оттенок, поэтому его однозначно нужно закладывать в секцию, где перед этим была желтая триадная. Разумеется, предварительно смыв ее хотя бы 1 раз.
3. Если пантон с желтым оттенком имеет в своем составе какие-либо "красные пантоны", то их я тоже старался при составлении пантона, закладывать поменьше, чем по "рецепту". (Особенно, если итоговый цвет - фоновый).
По поводу второго цвета:
1. Для получения, более насыщенного черного, можно добавить в черный пантон немного Reflex Blue, он придает иссиня черный оттенок пантону.
2. В конце концов можно подобрать более насыщенный черный пантон (что-нибудь типа Intensiv Black)
По поводу третьего:
Судя по описанию, здесь ошибка печатника (если дело только в насыщенности). Как правило, при небольшой площади печатных элементов, вода, которая присутствует в эмульсии, имеет повышенную концентрацию. Часто печатники-самоучки, которых у нас большинство, "добавляют водички, чтобы не "салило", что сказывается отрицательно на насыщенности цвета, вместо того, чтобы согнать лишнюю краску с валиков, а воды, при печати таких (да и вообще) изображений, нужно давать как можно меньше.
И самое главное никаких замесов на глазок - только весы.